На прошлой неделе на сайте Управления ГИБДД по Новосибирской области был опубликован список новосибирских автошкол, недавние выпускники которых стали участниками ДТП в течение 6 месяцев 2010 года. Не в лучшем свете оказались автошколы «Автолицей», «Автолайн» и «Фаворит», в то время как самыми безаварийными стали «Автолидер», «Ягуар» и «За рулем». Антигерои рейтинга считают данные списка ГИБДД необъективными, а руководители самых безупречных автошкол объясняют свой успех строгой дисциплиной в компании и высокими зарплатами преподавателей с ученой степенью.
Справка: По данным УГИБДД по НСО, на сегодняшний момент в Новосибирской области функционирует 130 автошкол. По статистике, за два первых месяца 2010 года в НСО было впервые выдано 6339 водительских удостоверений, что в примерном пересчете на год образует около 38 тыс. удостоверений. Стоимость полного курса обучения, включающего 20 часов теоретических занятий и 50 часов практического вождения, колеблется в Новосибирске от 13 до 23 тыс. рублей.
В «черный список» ГИБДД попали только те отучившиеся в автошколах Новосибирской области водители, стаж которых не превышает 2 лет. По словам госинспектора отдела технического надзора и регистрационных экзаменационных действий УГИБДД по НСО Константина Павленко, подобный учет ведется регулярно, однако его результаты опубликованы впервые: «Каждые полгода подобные списки направляются в областную администрацию, а показатели аварийности выпускников каждой школы — ее директору.
Однако предполагается, что руководитель учебного заведения должен разобраться в причинах того, почему его выпускники часто попадают в ДТП, и принять соответствующие меры по отношению к инструкторам».
Формально в тройку лидеров списка аварийности выпускников входят автошколы «Автолицей» (24 ДТП), «Фаворит» (6 ДТП) и «Автолайн» (5 ДТП). Однако если учитывать количество филиалов, дающее представление об общем количестве выпускников, то «Автолайн» поднимается на первое место — в данном случае пятеро аварийных бывших курсантов приходится на 7 отделений школы. В «Автолицее» 24 «аварийника» соотносятся с 14 филиалами, а в «Фаворите» шестеро участников ДТП — с 24 филиалами.
В то же время, если выделять из числа безаварийных автошкол самые крупные, то лучшими автошколами в Новосибирске в первой половине 2010 года оказываются «Автолидер» (0 аварий на 12 филиалов), «Ягуар» (без аварий в 10 филиалах) и «За рулем» (отсутствие ДТП при 7 филиалах).
На момент написания материала не удалось получить официального комментария от руководства автошколы «Автолицей» о ситуации с высокой аварийностью ее выпускников.
По мнению исполнительного директора автошколы «Автолайн» Игоря Луптакова, показатель количества аварий из списка ГИБДД еще не говорит об уровне качества образования: «Квота нашей автошколы составляет более 2000 человек в год. Из их числа всего лишь пятеро стали участниками ДТП. Судить по ним об уровне подготовки в нашей автошколе бессмысленно».
Как отметил директор автошколы «Автолидер» Вячеслав Азанов, для того чтобы поддерживать должный уровень качества образования в автошколе, необходим строгий контроль знаний курсантов в процессе обучения — в частности, внутренний экзамен. За два прошедших года автошкола «Автолидер» обучила около 6000 будущих водителей.
В автошколе «Ягуар» поддерживать высокий уровень качества образования помогает продуманная работа с кадрами, уверена ее директор Маргарита Политова: «В нашей школе теорию преподают люди, обучающие инспекторов ГИБДД, а предусмотренный программой краткий курс медицинской подготовки читает кандидат медицинских наук, врач-реаниматолог.
Наши преподаватели получают в среднем на 30–40 % больше, чем в других автошколах. Профессионалы хорошего уровня работают за хорошие деньги, а я строго контролирую откатку часов и культуру преподавания».
Как показывает анализ открытых вакансий, на данный момент в новосибирских автошколах инструкторам по вождению предлагают доход от 25 до 50 тыс. рублей в месяц, при этом наиболее часто встречающееся предложение — около 30 тыс. рублей. Наиболее востребованный опыт работы — от 5 лет. Минимальный возраст, при котором можно устроиться на эту работу, — 21 год, а максимальный — 50 лет. Некоторые автошколы, предлагающие максимальный доход, требуют от кандидата обязательного наличия специального удостоверения инструктора. В то же время средняя зарплата преподавателя ПДД колеблется от 15 до 20 тыс. рублей.
По словам Маргариты Политовой, за два последних года выпускниками автошколы «Ягуар» стали около 2000 человек. На фоне рассуждений о высоких зарплатах преподавателей кажется интересным тот факт, что по состоянию на начало июля 2010 года обучение в автошколе «Ягуар» стоило 17 тыс. рублей — столько же, сколько в «Фаворите», и на 3–5 тысяч рублей меньше, чем в НУДО «Автолицей».
Несмотря на частные рекорды и антирекорды лидеров рейтинга, общий уровень новосибирских автошкол эксперты оценивают как недостаточно высокий. Как отметил Константин Павленко, общая тенденция последних лет в Новосибирске — это постоянное снижение качества образования в автошколах.
В связи с этим интересен факт утверждения 21 июля премьер-министром Владимиром Путиным «Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка… получения права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений».
Согласно этому документу, за автошколами закрепляется обязанность проводить дополнительное и бесплатное обучение кандидата в водители, если он не сдал теоретический или практический экзамен три раза подряд.
При этом дополнительные занятия должны занимать не менее 5 часов. Таким образом, новое постановление дало руководителям автошкол новую, материальную мотивацию следить за качеством обучения своих курсантов.
Марк Волков
Фото aif.ru