Плющиха — не самая значимая городская река. Она, пожалуй, не может похвастаться такой богатой историей, как Каменка или Тула, или таким разномастным окружением, как 1-я и 2-я Ельцовки. Но ее название многократно повторяется на карте города: именем речки названы жилмассив и садовые общества, несколько улиц и переулков. Да и какая еще городская речка может похвастаться сразу тремя набережными? НГС побывал в глубоком овраге, откуда берет начало речка Плющиха, и прошел вдоль ее русла до встречи с большими реками.
Плющиху, одну из длинных правобережных речек, раньше называли Плещухой. По крайней мере, такое устаревшее название дают в 15-м томе серии «Ресурсы поверхностных вод СССР: гидрологическая изученность», который посвящен Алтаю и Западной Сибири.
Длина речки — 12 км, а ее исток находится между границей села Раздольного и ТСН «Лесное», недалеко от Гусинобродского тракта. Она берет начало в глубоком овраге с обрывистыми берегами, несколькими метрами ниже уровня еле заметной дороги по краю оврага, которая тянется между кустами дикой малины и недавно обнаруженного здесь борщевика.
В Плющиху стекаются несколько крупных ручьев, которые образуют множество озер и запруд. Одни из них больше, как озеро Лесное в районе Гусинобродского кладбища или Квадратка в районе Плющихинского жилмассива, другие меньше, вроде Собачьего на Лазурной. Но сама Плющиха запружена только в одном месте.
Официально у запруды названия нет, но она, по всей видимости, популярна: местные дачники для локальных туристов даже установили указатель на озеро. На его берегу, по данным публичной кадастровой карты, расположен учебно-тренировочный полигон-стрельбище. Правда, рассказал местный рыбак Валерий Александрович, военные появились здесь относительно недавно.
— Здесь раньше была дойка, в этом месте стоял аппарат, который гнал воду на дойку, там всё мыли, — описывает рукой закрытый для гражданских берег рыбак. — Как колхозы стали распадаться, всё убрали, был пустырь. Потом на этом пустыре поставили вот это стрельбище, туда вход очень строгий.
Запруду сделали в конце 1950-х для Раздольненского колхоза: по берегам были выпасы, и она стала огромной поилкой для коров. Но укрепили дамбу уже дачники, говорит Валерий Александрович: несколько раз ее прорывало, пока они не уложили трубы, по которым река бежит дальше.
Сейчас запруда не только источник воды для садовых участков, но и место для отдыха: здесь есть лесенка в воду, под березами — кострища. И, конечно, небольшая стихийная свалка.
За дамбой Плющиха несколько километров бежит по краю леса, мимо исправительной колонии и лечебно-исправительного учреждения (которые, кстати, штрафовали за сброс в речку нечистот), собирая по пути ручьи, и так достигает первого места, названного ее именем, — дачной «Плющихинской поймы». Отсюда начинается ее путешествие по многочисленным СНТ, которые река нанизывает на себя, как бусины.
Чаще всего подходы к воде в дачных поселках закрыты, да и сама Плющиха, как правило, укрыта от людей плотными зарослями ивняка и кленов — подобраться непросто. При этом в СНТ дважды встречается улица Набережная Плющихи (в СНТ «Ветеран» и «Ветеран-7»), которая затем повторяется уже в городе.
В районе дач в русле лесной изначально речки ожидаемо появляется мусор: изредка встречаются автомобильные покрышки или бамперы, но в основном это пластиковые бутылки. Какие-то успели уже зарасти тиной, другие явно брошены в воду совсем недавно.
Ландшафт в пойме Плющихи нескучный: улицы и гравийные дороги то круто взбираются наверх, то резко уходят вниз. На границе обществ «Культура» и «Ветеран-1» дорога и вовсе обнажает скалы. В подготовленном в 2006 году для Минприроды отчете о состоянии окружающей среды указано, что по Плющихе местами есть выходы радоновых вод, которые проходят как раз через граниты и гранодиориты, которые на глубине 50–200 м содержат радиоактивные минералы.
Там, где заканчиваются дачи и начинается городской частный сектор (хотя, если честно, особой разницы, кроме формальной, между ними нет), в Плющиху впадает крупный ручей, поэтому переходов через воду здесь два: один — по мосту через ручей, другой — по переезду в сторону новостроек улицы Выборной.
В просвете между деревьями внизу оврага видна заиленная часть речки, совсем непохожей на быструю лесную Плющиху. Между тем, уверяет жительница улицы Переселенческой Лариса Николаевна, там каждый год селятся утки и водятся ондатры.
— Это сейчас речка плохая стала, а раньше хорошая была, в ней вообще-то хариуса ловили, у меня где-то фотки от отца есть, — говорит женщина. — Даже пили воду.
Перед мостом, по словам местных жителей, много лет располагалась пчелобаза, а рядом была старица с ледяной и очень чистой ключевой водой. Около 10 лет назад пчельник продали, сейчас здесь работает компания, которая вывозит мусор и доставляет чернозем и щебень, а старицу постепенно почти всю засыпали.
В русле реки в этом месте много мусора. Металла, правда, нет: на левом берегу речки стоит пункт приема металлолома. Зато пластика очень много. Местная старожилка Татьяна Макаровна вспомнила, что когда-то разбирать мусорную дамбу под мостом приезжали «какие-то ребята», но это была разовая акция. Сейчас волонтеры если и делают уборку, то в Инюшенском бору.
— Я сама чистила, чтобы не подмывало. Тут бутылки в основном, — говорит она. — В дожди глина течет — наверное, с МЖК, там подмывает.
В частном секторе через речку есть пара мостиков. Один из них ведет с пересекающего несколько параллельных улиц проезда в лес, к лыжной базе «Буревестник». С другого, уже за Кировским мостом, начинается 1-й переулок Плющихи. Третий, к которому по почти отвесному обрыву ведет крутая лестница, завершает улицу Правый Берег Плющихи.
Одно из двух мест, где речка ненадолго уходит под землю, — это железнодорожная насыпь. Второе — улица Большевистская, и только здесь для речки построили бетонный коридор.
За Большевистской овраг, по которому проходит русло реки, более пологий, и между улицами плотно населенного частного сектора через нее перекинуто еще три мостика. Здесь же находится городская Набережная Плющихи. Леонид Георгиевич, который уже 64 года живет на этой улице, смеется: раньше в названии еще река была, а теперь осталась только Плющиха.
— Когда я маленький был, мы [из реки] воду брали, огороды поливали, рыбу ловили: из Оби, из Ини сюда заходила. Ондатра жила. Когда вода чистая была, она же ключевая, мы там постоянно болтались, — вспоминает он. — А потом построили химфармзавод, инструментальный завод, а очистных не строили — всё это в Плющиху. Загадили.
По словам Леонида Георгиевича, пока на производствах не построили очистные сооружения, река постоянно меняла цвет и запах, «смотреть страшно было» — как и 2-я Ельцовка. До сих пор водой откуда-то приносит, говорит мужчина, какие-то ампулы: когда около 10 лет назад русло речки чистили, грунт доставали на берега, и в нем чего только не было.
Вообще, речка не выглядит грязной, но в отчете Минприроды за прошлый год она единственная из городских речек получила звание «экстремально грязной»: замеры, указано в документе, проводятся в устье. При этом в ведомстве отмечают, что стоковых и водомерных наблюдений на малых реках явно недостаточно, а гидрохимических наблюдений практически нет.
Плющиха — не такая полноводная река, как, например, Каменка, но в районе Оби дома подмывает, признался Леонид Георгиевич: в некоторых домах и летом из подвалов приходится выкачивать воду. Зато паводок 2015 года местные жители пережили спокойно: говорят, почти не заметили.
Мнения справочников о том, куда впадает Плющиха, расходятся: 2ГИС и «Яндекс» считают, что она впадает в Обь в районе «Европейского Берега», Google после заводи Оби рисует русло реки дальше, до Ини. В данных Государственного водного реестра устье речки указано в 1 км от устья Ини. Так что с небольшой натяжкой можно сказать, что Плющиха впадает в Иню и Обь почти одновременно.
Благоустроить малые реки Новосибирска городские власти совместно с областным правительством планировали еще в 2006 году, постепенно наращивая объемы. Тогда же обещали жестко наказывать тех, кто сбрасывает в реки мусор. Но, похоже, что-то пошло не так. Дождется ли благоустройства Плющиха, неясно. Парк в ее пойме заложили в проект планировки еще в 2010 году, но проекты планировки обычно слишком часто перекраивают — не в пользу парков.
Обновлено: Данные о состоянии реки из отчёта Минприроды 2006 года заменены на информацию из отчёта 2021 года.