Религия истории Исповедь бывшей послушницы: почему женщины с детьми уходят в монастыри и как живут там

Исповедь бывшей послушницы: почему женщины с детьми уходят в монастыри и как живут там

Мария Кикоть несколько лет прожила в одном известном российском женском монастыре и рассказала, как там живут на самом деле

Мария написала о том, что видела собственными глазами | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 годМария написала о том, что видела собственными глазами | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год
Мария написала о том, что видела собственными глазами
Источник:
из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год

Книга «Исповедь бывшей послушницы» — это взгляд изнутри на жизнь женщин в русском православном монастыре. Ее автор, Мария Кикоть, писала эту книгу в 2017 году не для публикации и даже не столько для читателей, а прежде всего для себя, с терапевтическими целями. Но повесть мгновенно срезонировала в православном Рунете и произвела эффект бомбы. В книге много интересных наблюдений, рассуждений о монашестве и сходстве церковных структур с сектой. Но внимание наших коллег из Woman.ru привлекла глава, посвященная тем, кто ушел в монастырь… и взял с собой детей. Далее публикуем повествование автора от первого лица.

«Как зверек»

Поскольку подъем для нас был в 7, а не в 5 утра, как у сестер монастыря, нам не полагалось днем никакого отдыха, посидеть и отдохнуть мы могли только за столом во время трапезы, которая длилась 20–30 минут.

Весь день паломники должны были быть на послушании, то есть делать то, что говорит специально приставленная к ним сестра. Эту сестру звали послушница Харитина, и она была вторым человеком в монастыре после матери Космы, с которым мне довелось общаться. Неизменно вежливая, с очень приятными манерами, с нами она была всё время какая-то нарочито бодрая и даже веселая, но на бледно-сером лице с темными кругами у глаз читалась усталость и даже изможденность. На ее лице редко можно было увидеть какую-либо эмоцию, кроме всё время одинаковой полуулыбки.

Харитина давала нам задания, что нужно было помыть и убрать, обеспечивала нас тряпками и всем необходимым для уборки, следила, чтобы мы всё время были заняты. Одежда у нее была довольно странная: вылинявшая серо-синяя юбка, такая старая, как будто ее носили уже целую вечность, не менее ветхая рубашка непонятного фасона с дырявыми рюшечками и серый платок, который когда-то, наверное, был черным. Она была старшая на «детской», то есть была ответственна за гостевую и детскую трапезные, где кормили детей монастырского приюта, гостей, а также устраивали праздники. Харитина постоянно что-то делала, бегала, сама вместе с поваром и трапезником разносила еду, мыла посуду, обслуживала гостей, помогала паломникам.

Фото 2015 года. Мария Кикоть — вторая слева | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 годФото 2015 года. Мария Кикоть — вторая слева | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год
Фото 2015 года. Мария Кикоть — вторая слева
Источник:
из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год

Жила Харитина прямо на кухне, в маленькой комнатке, похожей на конуру, расположенной за входной дверью. Там же, в этой каморке, рядом со складным диванчиком, где она спала ночью, не раздеваясь, свернувшись калачиком, как зверек, складировались в коробках различные ценные кухонные вещи и хранились все ключи.

Позже я узнала, что Харитина была «мамой», то есть не сестрой монастыря, а скорее чем-то вроде раба, отрабатывающего в монастыре свой огромный неоплатный долг. «Мам» в монастыре было довольно много — около половины всех сестер монастыря.

«Мамы» — это женщины с детьми, которых их духовники благословили на монашеский подвиг. Поэтому они пришли сюда, в Свято-Никольский Черноостровский монастырь, где есть детский приют «Отрада» и православная гимназия прямо в стенах монастыря. Дети здесь живут на полном пансионе в отдельном здании приюта, учатся, помимо основных школьных дисциплин, музыке, танцам, актерскому мастерству. Хотя приют считается сиротским, чуть ли не треть детей в нём отнюдь не сироты, а дети с «мамами».

«Мы растим твоего ребенка»

«Мамы» находятся у игумении Николаи на особом счету. Они трудятся на самых тяжелых послушаниях (коровник, кухня, уборка) и не имеют, как остальные сестры, часа отдыха в день, то есть трудятся с 7 утра и до 11–12 ночи без отдыха, монашеское молитвенное правило у них также заменено послушанием (работой). Литургию в храме они посещают только по воскресеньям. Воскресенье — единственный день, когда им положено 3 часа свободного времени днем на общение с ребенком или отдых. У некоторых в приюте живут не один, а два, у одной «мамы» было даже три ребенка. На собраниях матушка часто говорила таким: «Ты должна работать за двоих. Мы растим твоего ребенка. Не будь неблагодарной!»

У Харитины в приюте была дочка Анастасия, совсем маленькая, тогда ей было примерно полтора-два годика. Я не знаю ее истории, в монастыре сестрам запрещено рассказывать о своей жизни в миру, не знаю, каким образом Харитина попала в монастырь с таким маленьким ребенком. Я даже не знаю ее настоящего имени. От одной сестры я слышала про несчастную любовь, неудавшуюся семейную жизнь и благословение старца Власия на монашество.

Фото — весна 2016 года. Мария Кикоть — крайняя справа | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 годФото — весна 2016 года. Мария Кикоть — крайняя справа | Источник: из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год
Фото — весна 2016 года. Мария Кикоть — крайняя справа
Источник:
из книги «Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть, 2017 год

Большинство «мам» попали сюда именно так, по благословению старца Боровского монастыря Власия или старца Оптиной пустыни Илия (Ноздрина). Эти женщины не были какими-то особенными, многие до монастыря имели и жилье, и хорошую работу, некоторые были с высшим образованием, просто в сложный период своей жизни они оказались здесь. Целыми днями эти «мамы» трудились на тяжелых послушаниях, расплачиваясь своим здоровьем, пока детей воспитывали чужие люди в казарменной обстановке приюта.

На больших праздниках, когда в монастырь приезжали наш митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) или другие важные гости, маленькую дочку Харитины в красивом платьице подводили к ним, фотографировали, она с двумя другими маленькими девочками пела песенки и танцевала. Пухленькая, кудрявая, здоровенькая, она вызывала всеобщее умиление.

«Часто "мам" наказывали в случае плохого поведения их дочек. Этот шантаж длился до того момента, пока дети не вырастут и не покинут приют»

Мария Кикоть

Тогда становился возможен иноческий или монашеский постриг «мамы». Харитине игуменья запрещала часто общаться с дочкой. По ее словам, это отвлекало от работы и к тому же остальные дети могли завидовать.

Как мамы попадают в монастырь?

Истории всех этих «мам» вызывали у меня всегда возмущение. Редко это были какие-то неблагополучные мамы, у которых нужно было забирать детей в приют. Алкоголичек, наркоманок и бомжей в монастыри не принимают. Как правило, это были обычные женщины с жильем и работой, многие с высшим образованием, у которых не сложилась семейная жизнь с «папами» и на этой почве поехала крыша в сторону религии.

Но ведь духовники и старцы существуют как раз для того, чтобы направлять людей на правильный путь, попросту «вправлять людям мозги». А получается наоборот: женщина, у которой есть дети, возомнив себя будущей монахиней и подвижницей, идет к такому духовнику, а он вместо того, чтобы объяснить ей, что ее подвиг как раз и заключается в воспитании детей, благословляет ее в монастырь. Или, еще хуже, настаивает на таком благословении, объясняя это тем, что в миру трудно спастись.

Потом говорят, что эта женщина добровольно избрала этот путь. А что значит «добровольно»? Мы же не говорим, что люди, попавшие в секты, добровольно туда попали? Здесь эта добровольность очень условна. Сколько угодно можно нахваливать приюты при монастырях, но по сути это же всё те же детские дома, как казармы или тюрьмы с маленькими заключенными, которые не видят ничего, кроме четырех стен.

Как можно отправить туда ребенка, у которого есть мама? Сирот из обычных детских домов могут усыновить, взять в приемную семью или под опеку, особенно маленьких, они находятся в базах данных на усыновление. Дети из монастырских приютов этой надежды лишены — ни в одной базе их нет. Как вообще можно благословлять женщин с детьми в монастыри? Почему нет никакого законодательства, которое бы запрещало это делать горе-духовникам и старцам, а игуменьям, как мать Николая, их с удовольствием эксплуатировать? Несколько лет назад вышло какое-то правило, запрещающее постригать в иночество или монашество послушниц, у которых дети не достигли 18 лет. Но это ничего не изменило.

Отрывок из книги Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», публикуется с сокращениями.

Что еще почитать:

«Зайду поставлю свечку, и всё будет ништяк»: 30 наивных вопросов адекватному священнику.

Исповедь приемной мамы: «Сначала дочка пахла чем-то казенным и говорила трехэтажным матом».

Арабские ночи: как попадают и живут в современных гаремах — откровения наложниц богатейших мужчин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
71
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления