Недвижимость фоторепортаж «Он дошел до совершенства» (фоторепортаж)

«Он дошел до совершенства» (фоторепортаж)

Пятнадцать зданий лучшего архитектора Новосибирска — он строил модный город из зáмков и получил признание в Париже

Архитектурная общественность Новосибирска предложила посвятить одну из центральных площадей города — Свердлова — архитектору Андрею Крячкову. По мнению архитекторов, «переименование площади послужит популяризации сибирской архитектурной школы и имени выдающегося архитектора, фактически сформировавшего лицо Новосибирска». В результате проведенного мэрией интернет-опроса оказалось, что сторонников переименования всего на 3,3 % больше тех, кто хочет оставить площадь за коммунистическим функционером. Какое значение томский архитектор имеет для Новосибирска и какое наследие ему оставил, выясняла корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ.

Справка: Крячков Андрей Дмитриевич (1876–1950) — архитектор и преподаватель, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В Сибири по проектам Крячкова построено около 100 крупных зданий, более 30 — в Новосибирске, многие включены в число памятников истории и культуры федерального и местного значения.

Площадь Свердлова, как отметил архитектор Игорь Поповский, является одним из планировочных каркасов города, созданных Крячковым: 4 из 5 зданий, окружающих площадь, построены по его проектам. В конце 2000-х уже предпринималась попытка ее переименовать, но тогда вопрос замяли.
На площади Свердлова расположен самый известный в городе жилой дом — Стоквартирный дом работников крайисполкома. Его проект, созданный Крячковым совместно с Виталием Масленниковым, в 1937 году на выставке в Париже получил сразу три приза: диплом 1-й степени, золотую медаль и Гран-при.
Впрочем, первым, в 1911–1912 годах, на площади построили реальное училище Дома Романовых — сейчас его занимает детская больница. Как и в других построенных Крячковым школах, в училище были автономные водопровод и канализация — новаторство для зданий того времени.
В 1925–1926 годах на площади было построено здание Сибревкома — с 1957-го его занимает художественный музей. «Оно было страшно раскритиковано, в газете "Советская Сибирь" было написано, что это чуждое пролетарской архитектуре здание», — вспомнил Игорь Поповский. По словам архитектора, существует проект надстройки этого здания, разработанный самим Крячковым, но, к счастью, не реализованный.
Здание, в котором сегодня располагается правительство Новосибирской области, изначально тоже строилось по проекту Крячкова, но дорабатывалось в 1931–1933 годах уже другими архитекторами, хотя и под руководством мэтра. В то время здесь заседал крайисполком, и здание было первым в городе, где появились лифты.
Другая «крячковская» площадь — площадь Ленина, при этом, по мнению главного хранителя музея архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Сергея Филонова, она даже больше заслуживает имени архитектора: он либо сам проектировал расположенные здесь здания, либо участвовал в проектах. В 1923 году было построено «Сибирское подворье»: сегодня его занимает архитектурный университет, а до 1930 года здесь располагались различные госконторы. Впоследствии здание было надстроено и сильно изменилось во всем, кроме конструкции.
Напротив госконтор в 1926 году было построено здание для контор частных — Облпотребсоюз. В отличие от «Сибирского подворья» он до сих пор сохраняет и внешний вид, и задуманное архитектором торгово-офисное назначение, изменились лишь интерьеры.
Андрей Крячков был воспитан классической архитектурой и никогда не любил конструктивизм. Между тем, подстраиваясь под политическую конъюнктуру, он сумел создать шедевр конструктивизма — здание Госбанка. «Кредо Крячкова — компактность в плане и объеме, что не соответствует конструктивизму. Но Крячкову удалось сделать здание компактным», — подчеркнул Сергей Филонов.
Здание торгового корпуса, где сегодня располагается краеведческий музей, стало венцом строительного бума после пожара 1909 года. При этом не обошлось без интриг: первоначальный проект, по словам Сергея Филонова, создал неизвестный архитектор, но договор аннулировали. Торговый корпус Крячкова получился вдвое длиннее, выше и больше. «Там были городские управы и думы на 2-м этаже, казначейство, госбанк. По сути, это наша дореволюционная ратуша, как в европейских городах», — рассказал Филонов.
На ул. Советской по проектам Крячкова построили несколько масштабных зданий: офисное для треста «Сибдальторг», торговый корпус Богородско-Глуховской мануфактуры, который фактически разделял собой два рынка и никогда не использовался по назначению (с 1922 года здесь расположен главпочтамт), здание «Текстильсиндиката».
В начале карьеры в Новосибирске славу Андрею Крячкову принесла построенная в 1910–1912 годах серия училищ. «Впервые в нашем городе был использован стиль романтизированный, самый модный на тот момент в передовых странах, — вспоминает Сергей Филонов. — Все здания в этом стиле похожи на замки: будто взяли в Штутгарте здания, перенесли и поставили — они будто упали среди этих изб». Совместно с Казимиром Лукашевским Крячков создал несколько проектов, но уникальный был разработан для Андреевской школы — она была самой большой.
Большинство школ сейчас не узнать — исчезли купола и башенки, которые служили ориентирами для детей в малоэтажной городской застройке, — а одна и вовсе была снесена, не дожив до взятия под охрану около года. В двух из них сегодня работают городские театры — «Старый дом» на Большевистской и областной театр кукол на Ленина.
Еще одно крячковское здание занимает театр «Красный факел»: он переехал в спроектированный в 1911 году Коммерческий клуб в 1932 году. В 1937 году здание было реконструировано другим видным архитектором — Клавдием Осиповым.
Проект Дома инвалидов, задуманный Андреем Крячковым в 1916 году, из-за революции так и не был реализован в первоначальном виде. В 1933 году архитектор на конкурс предлагал проект декорирования Дома науки и культуры (сегодня — Новосибирский театр оперы и балета), который также не был осуществлен. Создавал Крячков и проект театра с куполом, предшественника оперного, однако и он остался на бумаге. «Судьба архитектора такая, что бóльшая часть проектов идет в стол», — объяснил Сергей Филонов.
О некоторых проектах до сих пор спорят историки: например о причастности Крячкова к строительству одного из символов города, Николаевской часовни. При советской власти она была снесена, а в 1993 году восстановлена по проекту Петра Чернобровцева — в том же стиле, но в других пропорциях, под стать масштабному окружению.
Во время войны Андрей Крячков работал над созданием комплекса Западно-Сибирского филиала Академии наук, но сам он реализовал только одно здание из 30 — президиум на ул. Фрунзе, 11. В 1948 году проект свернули — не было ни финансирования, ни актуальности. «Это был последний практически объект Крячкова, и мне кажется, что перед смертью он дошел до совершенства», — отмечает Игорь Поповский.
«Фактически он регулировал масштаб застройки, я думаю, он настоящий был дирижер архитектуры в Новосибирске», — подчеркивает Игорь Поповский, говоря о значении Крячкова для города. «Он заложил основу, написал сценарий для развития архитектуры в нашем городе, и другие архитекторы были вынуждены ему подчиняться», — соглашается Сергей Филонов.
На переименовании площади Свердлова Сергей Филонов не настаивает: в городе достаточно компромиссных вариантов. В частности, имя архитектора могла бы носить ул. Спартака возле злополучной площади: Спартак к Новосибирску никакого отношения не имеет, а вот Крячков — настоящий архитектурный бренд Новосибирска.
Лиза Пичугина

Фото Ольги Бурлаковой, фото 2 — Александра Ощепкова, фото 9, 13, 15 — Татьяны Кривенко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
177
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«О скидке договориться можно»: новосибирский девелопер — о падении рынка новостроек и будущем жилищного строительства
Валентин Тиунов
Директор девелоперской компании «Система»
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Зачем тогда спрашивать?»: мэрия Новосибирска попросила у горожан предложений по парку Усть-Тула — и отклонила все
Олеся Гречко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления