Мой дом репортаж «Нас выгоняют на улицу»: новосибирцы не могут переехать из рассыпающегося дома — пока идут суды, их соседями стали маргиналы

«Нас выгоняют на улицу»: новосибирцы не могут переехать из рассыпающегося дома — пока идут суды, их соседями стали маргиналы

Дом ведет в разные стороны, а в 2ГИС его уже исключили из числа жилых

В бараке живет всего несколько человек, а сам он уже не считается жилым

Дом в 1-м Петропавловском переулке признали аварийным еще в 2013 году и давно должны были снести. Большинство жителей уже расселили, но несколько человек никак не могут договориться с застройщиком об условиях переезда — они уверены, что денежную компенсацию за комнаты им занижают, и судятся с ним уже год. За это время, кроме постоянных жильцов, в дом стали заглядывать маргинальные личности, доставляя немало хлопот местным. Корреспондент НГС выслушала позицию собственников и застройщика и побывала в полуразрушенном здании. Подробности о жизни в руинах — в материале НГС.

Гиблое место

Современные свечки стройки ЖК «Салют» недалеко от площади Станиславского сюрреалистично соседствуют с покосившимися жуткими бараками. Справочник 2ГИС даже не считает их жилыми домами — просто сооружения с пометкой «аварийный дом». Один из них, №14 по адресу 1-й Петропавловский переулок, зияет разбитыми окнами, и в пустых нежилых помещениях жутковато завывает ветер даже днем. Здание недавно расселили.

Дом №14 уже расселили — его жители сумели договориться с застройщиком

Рядом же стоит дом №12 — как будто ничем не лучше расселенного, но здесь сразу же бросаются в глаза редкие следы жизни. Под окнами на улице сохнут на веревках вещи, под карнизом торчат чьи-то мешки и бидончики с продуктами.

У входа нас встречает Лилия Желобицкая. Уже почти год она судится с мэрией Новосибирска и ведет переговоры с застройщиком, оставаясь жить в аварийном доме. За это время он заметно опустел, а поверх окон и остекления лоджий на первом этаже прибиты доски.

Лилия Александровна разговаривает с женщиной, которая ночевала в пустующей квартире барака

В большинстве квартир уже никто не живет, осталось несколько человек — все, у кого была альтернатива, разъехались. В опустевшие квартиры приходят маргиналы и устраивают там попойки. Выгнать их очень сложно, вот женщина с соседями и прибили доски, чтобы перекрыть им доступ внутрь.

— Дом полуразрушен, растаскан мародёрами. Там обосновались бродяги и всякие асоциальные элементы. Полиция не приезжает, когда они там, а если приезжает, то не забирает их. Вот так и живём в опасных условиях, — вздыхает Лилия Александровна. — Уже неоднократно своими силами забивали эти дыры, а они приходят ночью, отрывают доски и там живут, пьют, принимают наркотики. Утром, если удается, выгоняем их — вечером та же история.

Окна приходится забивать досками, но это не останавливает непрошенных гостей

По словам сибирячки, оставшиеся жильцы много раз жаловались на непрошенных гостей и другие проблемы в управляющую компанию, но там на происходящее никак не реагируют. При этом, отмечает она, платежки приходят регулярно, и она их исправно оплачивает.

— Говорят, материалов у них нет, чтобы забить эти щели. А я думаю, что совести. Прекрасно знают нашу ситуацию, и ноль внимания, — сетует Лилия Желобицкая.

Корреспондент НГС направила запрос в УК «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района». Ответ мы опубликуем, как только получим его.

Квартира, в которой живет Лилия Александровна, находится на втором этаже. В подъезде на входе недавно высохшая лужа, а в воздухе запах сырости — по словам женщины, их регулярно заливает во время дождей. На дверях квартиры надписи: «Не влезай, убьет» и другие — сибирячка объясняет, что сделала их для нежданных гостей.

В подъезде наклон в одну сторону не просто ощущается — его видно

В квартире становится понятно, ощущение уходящих из-под ног ступенек на лестнице не случайно: фундамента в доме нет, и здание медленно и неравномерно, но стабильно уходит под землю, и в нем можно почувствовать легкий наклон.

Две комнаты соседей по квартире заперты. Одну из них, площадью 16 кв. м, занимает Лилия Александровна, также в ее распоряжении общая кухня, ванная и туалет — всего получается 25 квадратов. Правда, ванной женщина не пользуется, ходит в душ в спортивном зале — после очередной протечки крыши пол там совсем покосило, и возникает ощущение, что чугунная махина вот-вот рухнет на первый этаж. Как раз к незаконным жильцам.

Лилия Александровна так пытается себя обезопасить от маргиналов

Явные проблемы с полом ощущаются и на кухне. Там скос уже в две стороны: комод будто ушел ножками в пол в одном углу комнаты, раковина — в другом. Здешние провалы женщина объясняет регулярными протечками труб на первом этаже, из-за которых подмывает стену. Недавно потолок обрушился на вещи и мебель, все пришлось менять за свой счет, говорит женщина.

Большинство комнат в коммуналке, кажется, скоро рухнут

Отопление в коммуналке есть только в комнате, где обитает Лилия Желобицкая, а все остальные помещения не отапливаются с тех пор, как в январе 2024 на левом берегу случилась крупная коммунальная авария. Женщина пока не понимает до конца, как будет зимовать с кошкой в полуразваленном холодном доме.

На ночь она закроется на все засовы и будет снова прислушиваться, не происходит ли на первом этаже чего плохого.

Идет следствие

Лилия Желобицкая живет в комнате аварийного дома с 2007 года, но ее родственники жили здесь с 1987 года. Три года назад женщина как могла, своими силами сделала ремонт, но постепенно условия проживания стали невыносимыми.

Лилия Александровна живет в коммуналке с кошкой

В 2013 году дом признали аварийным и подлежащим сносу, в 2016-м включили в городскую программу развития застроенных территорий. По договору с мэрией спецзастройщик «Архипелаг» (входит в SKY Group) обязался расселить и снести пять аварийных домов на Петропавловской, Титова и в 1-м Петропавловском переулке.

По данным «Контур. Фокус», ООО Специализированный Застройщик «Архипелаг» — действующее микропредприятие, зарегистрированное в Новосибирске в 2015 году. Единственный владелец и генеральный директор — Владимир Литвинов, который объединяет ряд компаний в группу SKY Group. Чистый убыток компании за прошлый год составил 252 тысячи рублей.
Владимир Литвинов — хорошо известный в Новосибирске девелопер. Он также руководит и владеет 15 компаниями, указан директором еще в двух, в двух — совладельцем. Большинство предприятий строительные, среди остальных управляющая компания, производство подъемно-транспортного оборудования, одно ООО занимается продажей собственной недвижимости, еще два — правовой деятельностью.

Жители 13 коммуналок, которые жили на условиях соцнайма, съехали — им предоставили жилье. 11 собственников же никак не могут договориться с застройщиком. Они бы и рады переехать в новое жилье, но такого варианта, по их словам, им не предлагают. А на деньги, что им готовы выплатить, ничего не могут купить.

— Вот комната подо мной: за свои 25 метров они получили квартиру 30 квадратов по договору соцнайма где-то на Петухова. А нам только деньги предлагают. Вот сегодня мне присудили 1,4 миллиона за все, но ведь на это сейчас ничего не купишь, — жалуется Лилия Желобицкая. — Они нас выгоняют на улицу. Сначала предлагали вообще 670 тысяч. Они только в отписках пишут, что предлагали студию или 1,8 миллиона.

У женщины собралась увесистая стопка документов по судам с застройщиком и властями

Женщина показывает увесистую стопку документов: говорит, обращалась во все инстанции, но получает только отписки.

— Изучала цены на недвижимость: 10 метров в коммуналке стоит миллион. На площади Станиславского одна комната в общаге 18 метров стоит 2,5 миллиона. А куда-то уезжать не очень хочется — жизнь здесь прожита, здесь все связи, — рассуждает сибирячка.

Не согласен на условия, которые ему предлагают, и другой собственник жилья в доме Олег Жуков.

— Эти коммуналки выдавали работникам заводов. Я тут живу с самого рождения, а мне 51 год. Комнату моей семье дали в 1973 году, — говорит он. — Еще в СССР барак считался временным жильем, людей постепенно расселяли, но наша семья не успела — начались 90-е. В этой коммуналке родились все мои трое детей.

Вся жизнь Олега прошла тут

Мужчина, в отличие от Лилии Александровны, не живет в опасном доме — переехал в квартиру, которая оформлена на жену. Сначала ему предлагали 900 тысяч, сейчас по решению суда постановили выплатить 1,3 миллиона (копии решения у собственников на руках пока нет). Но купить на эти деньги, уверяет мужчина, все равно ничего не получится.

— По федеральной программе расселения, под которую мы попали, человек должен выбирать: или ему жилье, или компенсацию. Но у нас мэрия брала деньги не из федерального бюджета на это, а договаривались с застройщиком. И, типа, из-за этого только компенсация нам положена, — сетует мужчина.

В России с 2022 года начала действовать федеральная программа расселения граждан из аварийного жилья. Она охватывает многоквартирные дома, которые признали непригодными для проживания с 2017 до 2022 года. Ранее, с 2019 года в Новосибирской области действовала региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по которой расселяли аварийные и ветхие дома, признанные таковыми до 1 января 2017 года.

Жители барака признаны пострадавшими по уголовному делу

В августе 2024 года Олег обращался в Следственный комитет, где его признали потерпевшим по уголовному делу о халатности (ч 1 ст. 293 УК РФ) в отношении мэрии — у Лилии Желобицкой такой статус был уже в мае. В постановлении указано, что дело возбудили из-за ненадлежащего исполнения должностными лицами мэрии своих обязанностей при расселении граждан из аварийных, подлежащих сносу и требующих капремонта домов (копия постановления есть в распоряжении редакции). Его возбудили в феврале 2023 года.

В СУ СКР корреспонденту НГС сообщили, что расследование этого дела продолжается. По данным НГС, среди пострадавших есть и жители других «авариек».

Жильцы намерены идти дальше и обращаться в областной суд с апелляцией.

«Будем следовать решению суда»

В компании «Архипелаг» в ответ на запрос НГС сообщили, что обстоятельства расселения из барака в каждом случае индивидуальны.

— Из-за того, что часть собственников комнат в коммуналках дома №12 по улице 1-й Петропавловский переулок отказались идти на контакт с застройщиком, а проживание в аварийных условиях создает риск для их жизни и здоровья, мэрия обратилась в суд с исками об изъятии комнат в муниципальную собственность и выплате собственникам выкупной стоимости, — объяснили в компании.

Владимир Литвинов отметил, что большинство семей из двух соседних бараков удалось расселить

В «Архипелаге» также добавили, что сегодня часть дел уже рассмотрел суд и вынес решения — их застройщик исполнил. Директор SKY Group, в которую входит застройщик, Владимир Литвинов подтвердил, что суды идут почти год, а в прошлую пятницу уже вынесли решение по трем собственникам.

— Суд назначил экспертную организацию, она оценила помещения, землю, общую площадь от 1,1 до 1,5 миллиона рублей. В том году этим гражданам предлагали по 2,5 миллиона рублей или комнаты — они отказались и запросили по 5 миллионов и еще по миллиону компенсации. Сейчас решение суда есть, и мы будем строго ему следовать, — рассказал девелопер. — Мы уже расселили около 40 семей, среди них и собственники, и социалка. Оставшимся 11 собственникам квадратный метр никто не обязан предоставлять.

В мэрии отметили, что для переселения из аварийного дома застройщик предложил жильцам денежное возмещение или жилье по согласованию в пределах указанной стоимости. Тем, кто жил по соцнайму, выделили аналогичные по площадям помещения по такому же договору.

—  В отношении тех, с кем застройщик не смог договориться, подали иски, их принял к производству Ленинский районный суд, сейчас они в стадии рассмотрения. Жильцы предъявляют встречные иски о предоставлении жилых помещений вместо выплаты компенсации, а также заявляют ходатайства о назначении и проведении оценочных экспертиз по поводу выплаты возмещения. Жителей будет расселять застройщик на основании решений суда, — заключили в департаменте строительства и архитектуры мэрии.

Это не первый случай, когда при расселении аварийного жилья под КРТ возникают конфликты между застройщиками и жильцами. Ранее мы писали о том, как в центре Новосибирска компания «Дом-Строй» не могла снести старый дом, так как последняя жительница отказывалась съезжать. Пенсионерке предлагали деньги и новые квартиры, но ей этого было мало. Впрочем, сегодня дом уже снесен, на территории активно идет новое строительство.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
127
Форумы
ТОП 5
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
«Многие не выдерживают и идут к частникам»: врач — о работе в городской поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Рекомендуем
Знакомства
Объявления