Цены на топливо в России стремительно растут. По данным аналитиков, дизель с января 2023 года подорожал на 40% и его стоимость продолжает подниматься. Эта ситуация негативно сказывается как на рынке транспортно-логистических услуг, так и на ценах в магазинах — и, конечно, на качестве жизни людей. Исполнительный директор компании «Автогазаппаратура» Павел Зарков поделился взглядом на ситуацию и рассказал, какая альтернатива традиционному топливу может быть предложена.
— В СМИ активно обсуждается удорожание дизельного топлива. Виден ли выход из сложившейся ситуации?
— Рынок грузоперевозок социально очень значим. Увеличение стоимости топлива влечет рост цен на все товары народного потребления. Для коммерческих перевозчиков, транспортных компаний рост цен на дизель — это снижение прибыли, уменьшение рентабельности бизнеса. При этом есть замечательная альтернатива — переводить автомобили на газомоторное топливо.
В России и в нашем регионе в частности действуют маркетинговые программы «Газпром газомоторное топливо» софинансирования перевода авто на газ. Недавно состоялось заседание Высшего горного совета и комитета Торгово-промышленной палаты РФ, на котором приводилась аналитика и выгоды перевода транспорта на газомоторное топливо. Были выработаны решения, и сейчас они начнут активно внедряться. Газ в среднесрочной перспективе станет полноценной альтернативой дизелю.
Более того, аналогичный вопрос поднимался на заседании Госдумы по энергетике с участием министра энергетики Николая Шульгинова. По итогам заседания было решено рассмотреть возможность введения дополнительных мер господдержки для производства газомоторной техники, в том числе для сельскохозяйственных нужд, а также стимулирование переоборудования техники на газомоторное топливо в частном секторе.
— В чем выгода и преимущество перехода на метан?
— Выгода ощутимая. Перевод транспорта на метан позволяет сэкономить крупную сумму и за несколько лет окупить стоимость техники.
Например, средний расход на 100 километров у карьерного самосвала — 54 литра дизеля или 60 кубов метана, а средний годовой пробег 95 000 километров. Соответственно, годовой расход дизеля на одну единицу техники будет 51 000 литров, а годовой расход метана составит 57 000 м³. По стоимости — 3 миллиона против 1,2 миллиона. Если представить автопарк из тридцати самосвалов, за дизель в год вы отдадите 90 миллионов, за метан — 36 миллионов. Выбор метана выгоднее на 54 миллиона.
Для автопарка из 30 магистральных тягачей таким же образом можно сэкономить больше ста миллионов — учитывая, что средний годовой расход дизеля для одного тягача равен 100 тысячам литров и обходится в 6 миллионов, а средний годовой расход метана равен 112 500 кубов и стоит 2,4 миллиона. Путем нехитрых расчетов можете проследить, что 180 млн годовых издержек на дизтопливо проигрывают по сравнению с метаном (72 млн) на 108 млн рублей.
Топливные расходы в средней транспортной компании составляют 50–70% расходов на эксплуатацию одной машины. Если сократить издержки на топливо, маржинальная прибыль увеличится. Транспортная компания при переходе на газ сможет долго удерживать тарифы на прежнем уровне, что в конечном итоге сказывается на качестве жизни людей.
— Правда ли, что это топливо экологичнее?
— Всё верно, перевод техники на газ дает положительный экологический эффект. Если взять горнорудную промышленность на том же Кузбассе — всего 10% самосвалов, переведенных на газ, дадут сокращение выброса парниковых газов на 770 тысяч кубометров и снижение выброса загрязняющих веществ более чем на 13 тысяч тонн в год.
«Автогазаппаратура» — ведущий в Сибири центр, осуществляющий перевод автомобиля на газ, член Национальной газомоторной ассоциации. Компания занимается установкой газобаллонного оборудования на автомобили уже 25 лет. Имеет обширный опыт работы с легковыми и грузовыми автомобилями различных марок. Есть филиалы в Новосибирске, Омске, Москве, Туле и Санкт-Петербурге. Среди партнеров компании — X5 Group, «Деловые линии», «Орда», «Пэк», «Делко» и другие.
Сейчас мы обсуждаем перевод транспорта на промышленных предприятиях с правительством Кузбасса, которое очень заинтересовано в развитии региона. У нас есть совместные проекты и решения, с одним из карьеров в Кемеровской области мы получили устную договоренность и будем весь их парк переводить на газ, что сулит значительное сокращение вредных выбросов в атмосферу.
— Любой ли транспорт можно перевести на газ?
— Практически любую машину можно переоборудовать, надо лишь понимать зачем. Если авто эксплуатируется постоянно, это целесообразно. Подобные вопросы, конечно, требуют техподготовки, разработки документации, утверждения технологии и аналитической работы — наша компания в этом плане предоставляет полный цикл услуг.
Кроме того, мы выступаем официальным дилером ремоторизованных авто на моногазовых двигателях. Это ведущие марки импортных грузовых машин, переведенные на газомоторное топливо. Все они прошли процедуру узаконивания изменения конструкции, доступны в кредит, лизинг или рассрочку с учетом персональных запросов заказчика.
— Сколько времени нужно на установку газобаллонного оборудования?
— От трех дней до недели. Значительную часть времени занимает подготовительный процесс — конструкторская документация, закупка комплектующих. Техническая часть работ — как правило, не более пяти дней.
— И сколько это будет стоить?
— Расчет стоимости всегда индивидуален и сильно разнится в зависимости от техзадания. Важно понимать, что с программой поддержки перехода на метан от «Газпром газомоторное топливо» клиент может практически ничего не платить. Он просто оставляет заявку, мы готовим пакет документов и сами подаем его в «Газпром газомоторное топливо». А те переводят деньги на установку ГБО.
Единственной обязанностью клиента перед «Газпром газомоторное топливо» будет каждый месяц выбирать определенный объем метана. Если он собирается регулярно эксплуатировать машину, то этот объем он по умолчанию использует. Сумма компенсации зависит от объема выбора топлива и может доходить до 2,8 миллиона (без НДС), плюс у заказчика остается прежний двигатель, который можно продать и также выручить существенную сумму.
ГБО — газобаллонное оборудование автомобиля.
АГНКС — автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции.
«Автогазаппаратура»,
Кирзаводская, 11;
Автогенная, 122;
тел. 8 800 300-48-00;
«ВКонтакте»;
Telegram;
autogas-nsk.ru.
ООО «Автогазаппаратура»