Наверное, каждый, кто шел пешком из Тихого центра на Фабричную по Спартаковскому мосту, обращал внимание на черные провалы разбитых окон старых корпусов химзавода. Это даже немного обидно: за спиной — старые, но престижные жилые кварталы и место притяжения новосибирцев, впереди — модные реконструированные «Мельница» и «Ф39», и вдруг такая разруха. При этом на огромной территории тоже есть жизнь. НГС узнал, кому она принадлежит, ее историю и возможное будущее.
Как в Новосибирске появился химзавод
Новосибирский химзавод «Химпласт» — изначально не новосибирский: его эвакуировали из подмосковного Перова в 1941 году. Первый цех, формалиновый, начал работать тут в конце декабря 1941 года, во время Великой Отечественной войны завод производил также уротропин, аминопласт, дибутилфталат, петаэритрит и диметилфталат — его продукцию затем использовали в атомной, ракетно-технической и самолетостроительной отраслях.
Завод вывозили в Новосибирск в спешке, но место выбрали на тот момент удачное: между железнодорожной линией и Речпортом. Ради высшей цели снабжения фронта вырубили остатки соснового бора на берегу реки, который был довольно популярным садом «Сосновка», или Александровским садом, а после революции — благоустроенным садом имени Петухова с танцевальной площадкой, летним театром, фонтаном, буфетом и киосками.
Парк был связующим звеном между городом и рекой, но с появлением химзавода территории разобщились. Новосибирский архитектор Игорь Поповский, с рождения живший на улице Спартака, в десятке метров от химзавода, говорит, что потерял из-за него здоровье.
— Он же переехал во время войны, когда неважно было, можно или нельзя: вырубили остатки парка «Сосновка», и всё, — пояснил он. — Я хорошо помню выбросы химзавода, видно было «лисий хвост». Помню, что показатели фенола были превышены в несколько раз. С точки зрения экологии это предприятие было вредное абсолютно.
Сегодня, по данным официального сайта «Химпласта», завод еще производит пленку из фторопласта, причем является крупнейшим в России производителем. Но для этого нужна не вся его огромная территория в 7 гектаров.
Меньше химии
По информации 2ГИС, на территории химзавода работают десятки компаний. Самые востребованные его здания — офисные, которые выходят на Фабричную: Фабричная, 14а, 12, 10 и 10к16. Всего здесь отмечены около 80 компаний. Но на территории старых корпусов есть не только офисы.
Отдельный кластер — спортивный. В частности, теннис-арена на 8 кортов и аэротруба. Кроме того, работают склады и небольшие производственные компании, логистические компании и дилеры автозапчастей, театральная мастерская, фотостудия, химчистка, лаборатория и издательство.
Хотя, наверное, те, кто идет мимо старых корпусов по наземному переходу с улицы Революции, помнят в первую очередь ритуальную службу. Удивительно, но как раз ее контактов в справочнике 2ГИС и нет.
Кто владеет гектарами в центре Новосибирска
Старые корпуса «Химпласта» занимают три больших участка. Почти все постройки находятся на одной территории площадью 6,2 гектара, которая образует длинный квартал между улицей Спартака, Фабричной, проходом к улице Революции и железной дорогой. Внутри нее выделен участок поменьше, площадью почти 7,5 тысячи кв. м со зданием на Фабричной, 10к4. Через проход к железной дороге ведет крытый переход к зданию на Фабричной, 12, которое находится на самом маленьком участке в 2,38 тысячи кв. м — по документам на нём расположена столовая.
Владелец последнего участка в выписке из ЕГРН не указан. В 2002 году он был передан в аренду, но информация об арендаторе тоже отсутствует. А двумя другими участками владеет ГК «Оберон». Право собственности компания оформила в 2013 году. При этом, согласно картотеке арбитражных дел, ее интересы распространяются не только на уже оформленную землю. В производстве Арбитражного суда сегодня находится иск компании к департаменту земельных и имущественных отношений мэрии из-за небольшого муниципального участка, который прилегает к корпусу на Фабричной, 10к6 — мэрия собиралась сдать его в аренду.
На «Оберон» оформлен соответствующий товарный знак, а еще в его активе есть лицензия на пользование недрами, действующая до конца 2037 года. Выручка группы за прошлый год составила 19 миллионов рублей, чистая прибыль — 11 миллионов. Это, кстати, лучший результат компании за последние пять лет.
Группу «Оберон» в СМИ связывали с уже не существующим акционерным обществом «Белон». Когда-то ею управлял сын первого вице-губернатора Новосибирской области Василия Киселёва Денис, но сегодня, по данным «Контур.Фокус», этим занимается одноименная управляющая компания (впрочем, Денису Киселёву принадлежит четверть этой компании). Конечные владельцы группы — предприниматели Сергей Мензазарь и Ирина Хорошева.
В видах деятельности группы — много всего, от переводов и подбора персонала до строительства и управления финансово-промышленными группами. Среди дочерних предприятий группы как раз указана компания «Химпласт».
Стоит отметить, что химзавод — не единственное владение упомянутых предпринимателей на Фабричной. Мензазарь, Хорошева и Киселёв вместе с Евгением Мурзиным и Андреем Бондаревым совладеют компанией «НМФ» — Новосибирской макаронной фабрикой, которая в историческом здании на Фабричной, 33/1 выпускала макароны бренда «Луканинъ». Сегодня компания с таким названием целиком принадлежит Ирине Хорошевой и занимается пищевой торговлей.
К слову, партнером Ирины Хорошевой по компании «Луканин» был Дмитрий Бороденко — через Ассоциацию содействия социальной и просветительской деятельности «Человеческое развитие», которой он руководит, он связан с известным новосибирским изданием «Тайга.инфо».
Золотая миля
Хотя на территории химзавода достаточно много активностей, некоторые здания постепенно ветшают и разрушаются. В составляющих угол Фабричной и Спартака корпусах с одной стороны — новые окна офисов, с другой — выбитые стекла. Разделяет их пусть и достаточно толстая, но одна стена.
В 2014 году, вскоре после оформления собственности, «Оберон» начал сносить совсем непригодные для использования строения, и при демонтаже стена одного из них рухнула. Состояние оставшихся зданий многих беспокоит и сегодня.
— Здания прошли экспертизу, никакой угрозы никому не представляют, — заверила в разговоре с журналистом НГС совладелица группы Ирина Хорошева. И тут же добавила, что владельцы старых корпусов открыты для предложений. — Хотят что-то сделать — пускай обращаются к собственнику. Если кто-то критикует эти здания, пусть вложатся и отремонтируют.
На вопрос о том, есть ли у ГК «Оберон» планы по развитию территории, предпринимательница заметила, что сегодня «надо сорок раз подумать, чтобы глобально развивать площадку». Пока одно из основных направлений — это спорт.
— Спортивная зона там уже есть, мы пытаемся двигаться в этом направлении. Сейчас там существует большая теннис-арена на 8 кортов, аэротруба есть, зона для кинологических занятий, — сказала Ирина Хорошева. — Скорее всего, мы оставим принятие решения по этой площадке на какое-то отдаленное время.
Согласно генплану Новосибирска и проекту планировки этой части города, пока за кварталом закреплена промзона. По мнению новосибирского эксперта по градостроительству Виталия Столбова, развивать ее в каком-то принципиально другом направлении будет достаточно сложно: слишком близко расположена железнодорожная ветка, которая накладывает на использование земли массу ограничений. Она же фактически отрывает территорию от центра, превращая в остров между магистралями.
Строить здесь жилье или офисы можно, но крайне проблематично, согласился архитектор Игорь Поповский: придется немало средств вложить не только в демонтаж, но и в рекультивацию, а для жилья выделить еще и территорию для инфраструктуры — в маленьком «поселке речников» нет ни школы, ни детского сада. Кроме того, для жилья и офисов «остров» недостаточно хорошо интегрирован в город. Хотя, заметил Поповский, студенты-архитекторы в этом месте чаще всего фантазировали культурный центр — что-то вроде питерского «Севкабеля».
Виталий Столбов считает, что то движение, которое началось в этой части города несколько лет назад, — не хуже редевелопмента в жилье.
— Там крупная проектная организация размещается, работают склады с доставкой, куда люди приезжают. Такая зона нужна в городе, это очень удобно, когда можно доставить крупный груз и на месте его рассортировать, такой распределительный центр: это и центр города, но с одной стороны Речпорт, с другой — железнодорожная станция, всё магистралями связано. Нельзя упускать эту территорию, потому что в противном случае этот распределительный центр не будет локализован.
С экспертом согласился управляющий партнер компании Nazarov&Partners Александр Назаров, хотя допустил, что офисы и креативные пространства тоже неплохо бы смотрелись. В целом, считает он, Фабричная — самая перспективное место в Новосибирске.
— Если там кто-то захочет развивать складскую и производственную тематику, то это будет одна из самых привлекательных локаций, потому что Фабричка — это фактически центр, а иметь какие-то перехватывающие склады, так называемые склады последней мили, для разных бизнесов — это очень хорошо. В этом плане это золотая миля в Новосибирске, имеющая серьезный потенциал развития.
Развитие этой части Новосибирска сегодня постепенно, но идет. Уже несколько лет район у реки преображается: толчком стала реконструкция мукомольного здания — сегодня это лофт-центр «Мельница», который дал толчок для появления вокруг близких по концепции пространств. Эксперты считают, что за подобным бизнесом — иначе креативными индустриями — будущее экономики.