![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/6d/a8/616da83b29bf3658fd6e472e4ca01d51/656x438_1:5593_26563eb2f4fd24f6af6a482e38b251e0@1536x1024_0xXNfBOjhN_7680520018045368194.jpg.webp)
Еще 30 октября в Новосибирской области официально началась нерабочая неделя, связанная с ухудшением эпидемиологической ситуации. Теперь рестораны и кафе работают только до 23:00, а попасть в кинотеатры, фитнес-клубы и концертные залы можно, только предъявив QR-код, отрицательный ПЦР-тест или справку о перенесенном ковиде. И всё бы ничего, вот только жители города уже два дня жалуются на утренний коллапс в метро, связанный с переходом подземки на режим выходного дня. Наши корреспонденты побывали в метрополитене в вечерний час пик и узнали, куда едут люди в нерабочие дни.
Где логика?
Итак, давайте честно: в нерабочие дни работают почти все. Это не тайна. Среди моих знакомых нет ни одного человека, который бы остался дома с сохранением зарплаты. Максимум — кто-то перешел на удаленку. Оттого настолько абсурдным кажется то, что в последние два дня происходило в новосибирском метро. Давайте я попробую построить максимально логичную картину происходящего.
Для чего нужны ограничения? Очевидно, чтобы заболеваемость пошла на спад, а для этого необходимо минимизировать контакты людей друг с другом. Поэтому работа временно отменяется, на массовые мероприятия теперь пускают только по кодам или справкам, а те, у кого их нет, должны сидеть дома, раз решили отказаться от вакцинации. Мне кажется, именно на такой сценарий надеялись власти. Тогда получается вполне обоснованным решение перевести метро на режим выходного дня — горожане ведь всё равно должны были сидеть по домам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/95/64/f79564b851322b21b36c0c4bf144551a/656x438_1:5593_a2a083a1cb9273f4e5abd5061de98f98@1536x1024_0xXrg4a96t_4926533366713720297.jpg.webp)
Но правда в том, что люди работают. Это показал даже наш опрос, проведенный перед так называемым локдауном. Поэтому два утра подряд жители города жаловались на огромные толпы в метро. Людей буквально утрамбовывали в поезда, которые ходили с удлиненными интервалами. К середине второго нерабочего рабочего дня проблема наконец-то стала очевидна, и график движения всё же вернули, как было. Мы спустились в подземку в час пик и узнали, изменилось ли что-то после этого решения.
«Да все работают!»
В половине шестого вечера на конечной станции «Площадь Маркса» людей действительно немного. Они не торопясь прогуливаются по платформе в ожидании поезда, а затем садятся в пустые вагоны. Промежутки и правда «рабочие» — где-то пара минут между, а затем еще минута, чтобы набрать людей. Однако чем сильнее время переваливает за шесть вечера, тем больше народа спускается в метро.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/19/e2/8419e21148bde9b3b5b9e71f1d9e4559/656x438_1:5593_5b9013eaa9c568f7eeec89eb059a4843@1536x1024_0xTYmr6VCm_5521531575084576593.jpg.webp)
— Конечно, я работаю! С чего б мне не работать? — восклицает мужчина в черной шапке, отказавшийся назвать свое имя.
— Но ведь президент объявил нерабочую неделю.
— Ага, президент объявил, а кто мне оплачивать эти выходные будет?
Поезд прибывает, он быстро встает и заходит в вагон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/61/75/0461758644592d41e7b1fb7e91a65894/656x438_1_e71f2657ba3ee2148cf3185d9e25aa84@1536x1024_0xN7plbBP7_1013877236513397679.jpg.webp)
— С утра я был — это ужас. Интервал 5 или 7 минут, что-то такое было. Представьте, давка какая! Утром зайдите — тут кошмар, что творится. В настоящие выходные понятно: нормально с интервалом 3–5 минут пускать, но утром через каждую минуту можно отправлять поезд, — возмущается грузчик-экспедитор Степан.
От него сильно разит дешевым алкоголем, но в целом позиция мужчины мне ясна.
Поезд прибывает.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/46/44/f346441fc1fe08abd0d027e1a0c681bd/656x438_1:5593_da75869c421ba4e592ab704353bb71ee@1536x1024_0xQG0JOPgR_1044915246358523706.jpg.webp)
— Да все работают! А те, кто не работает, гуляют. Работодатели не хотят платить за нерабочие дни, выгоняют на работу. Нас просто перед фактом поставили: «Вы работаете, и всё», — рассказывают две девушки-инженеры Эля и Таня.
В целом статистика такая: из десяти опрошенных людей восемь ехали либо на работу, либо с работы. Многие вообще не понимали, почему я спрашиваю, ведь на дворе вторник. А потом вспоминали про указ президента, махали рукой и ехали дальше. Среди опрошенных из неработающих встретились только школьница Катя и бабушка Татьяна, которая ехала домой от внука.
— Я коронавируса не боюсь. В прошлом году переболела. А сейчас пью эфирные масла — и здоровая!
Ситуация, когда поручни не нужны
Где-то в 18:20 ситуация меняется кардинально. В сторону речного вокзала всё еще нет большого количества желающих уехать, тогда как с правого берега на Маркса прибывают поезда с огромными толпами, которые практически вываливаются из вагонов. Зажатые несколько минут люди с радостью вдыхают и идут по своим делам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/1d/5f/851d5f628bf032c6fe99f3dc2c11dbe2/656x438_1:5593_157d6fa6c93c266152c265f7e21e3928@1536x1024_0xqbV0LTUY_5612219449626868700.jpg.webp)
Едем на Ленина, но еще на Студенческой, обернувшись к другому поезду, ясно понимаю: никакие интервалы не спасут от давки в час пик. Чтобы добраться домой, тебе нужно плотно прижаться к малознакомым людям в метро. В принципе, ситуация обыденная, если бы не объявленные «нерабочие дни», когда все почему-то работают. То есть в кино или на стадион — будь добр, предъяви QR-код, заполнять залы можно максимум на 50%. А то, что люди ехали до этих залов буквально щека к щеке, вообще не имеет значения.
На платформе центральной станции жители города толпятся перед входами в вагоны, но попасть туда с первого раза может не каждый. Люди почти с разбега стараются залезть в поезд, но утрамбованная человеческая масса буквально выталкивает их наружу. По лицам видно, что пассажиры недовольны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/c4/e1/5dc4e159021a06a7394407ae0815857e/656x438_1:5593_61e2d1df905056b98b6fe856f9d75a71@1536x1024_0xplPcNErN_5609744299962975529.jpg.webp)
— Мы не вошли. Придется следующего поезда ждать, — говорит красивая женщина по имени Ольга.
Она работает бухгалтером и не видит смысла в нерабочей неделе, повторяя ту же самую фразу, которую несколько человек сказали до нее: «Работают все».
— Если бы президент сам оплачивал наши нерабочие дни, то мог бы объявлять о нерабочей неделе. А за счет работодателя это не совсем правильно, — добавляет она.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/61/e9/e461e993335356bd6379e19c915348ac/656x438_1:5593_f1b87298da3713707d51774e425fa354@1536x1024_0xhYQJlMBb_1744458090776486165.jpg.webp)
На платформу приходит еще один поезд. Интервал к тому времени почему-то снова удлинился почти до шести минут. Ныряю внутрь и располагаюсь ровно между двумя боковыми дверьми. Не достаю ни до одного поручня. Да они и не нужны. Поезд трогается, толпа покачивает мое безвольное тело: кажется, что, если люди сейчас дружно соберутся куда-то идти, я пойду вместе с ними. А если ноги оторвутся от земли, то просто повисну — настолько плотно мы прижаты друг к дружке.
Единственная мысль, которая не отпускает всё это время: «Если в обычный час пик происходит такое, то что же творилось утром?»