20 июля в Академгородке тихо попрощались с одним из отцов-основателей научного центра академиком Михаилом Лаврентьевым. Представителя главной научной династии Новосибирска, который скончался на 78-м году жизни, почтили все высшие чиновники и ведущие ученые региона. В 60–80-х годах Михаил Лаврентьев стал одним из создателей современного прикладного математического аппарата — методов обработки некорректных и обратных задач, на которых сегодня базируются добыча ресурсов, медицина, астрономия и так далее. Не меньше запомнилась феноменальная для высшего научного управленца доброта Михаила Лаврентьева, добавляли представители старой научной элиты Академгородка.
Справка: Лаврентьев Михаил Михайлович — математик, академик РАН, профессор. Сын академика Михаила Алексеевича Лаврентьева, основателя новосибирского Академгородка. С 1979 по 1985 гг. — декан механико-математического факультета НГУ. С 1986-го по 2002-й — директор Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН.
В Дом ученых новосибирского Академгородка, где провожали Михаила Лаврентьева, в полном составе явилась вся интеллектуальная элита научного центра. Мимо гроба шли директора институтов, академики, руководители крупнейших инновационных компаний, высшие чиновники региона. Попрощаться с Михаилом Лаврентьевым приехали губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Тихо постояв у гроба, чиновники уехали, а ученые начали вспоминать, кем был один из отцов-основателей новосибирского научного центра.
Сын основателя Академгородка, молодой ученый Михаил Лаврентьев еще в кандидатской диссертации получил результаты мирового уровня, которые сразу подняли на уровень элиты советской математики, напомнил член-корреспондент РАН Владимир Романов. Ученый стал одним из основоположников так называемой школы некорректных задач — задач, сама постановка которых не предполагает правильного решения. «Некорректные — значит неправильные. Однако в работах Михаила Михайловича содержался другой взгляд — с точки зрения приложений. И в итоге оказалось, что заклятье преодолено», — рассказал академик Юрий Решетняк.
Затем ученый взялся за близкую тему — теорию обратных задач. В таких случаях сами значения математических моделей могут быть получены только из наблюдаемых объектов. После того как физику и биологию начали компьютеризировать, такие задачи пришлось решать постоянно — слишком большим был поток данных.
На такой математике сегодня базируются компьютерная томография, геофизика, астрономия, дистанционное зондирование Земли, спектральный анализ и так далее. А современную геологию вообще невозможно представить без математика Лаврентьева, уверяли ученые.
«Это были пионерские работы, они создали приоритет России на этом направлении, за них он получил Государственную премию», — напомнил Владимир Романов. «Огромный пласт современной геологии и геофизики зиждется на алгоритмах, вытекающих из работ Михаила Михайловича. По существу, нет ни одной сколько-нибудь значимой работы, которая не использовала бы созданный им математический аппарат. Без этого аппарата трудно себе представить современную геологию и геофизику», — поделился научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Алексей Конторович.
Михаил Лаврентьев жил в Академгородке с 1957 года — с момента основания научного центра. Все время перестройки и реформ именно он возглавлял одно из ведущих научных заведений Академгородка — Институт математики СО РАН.
Как вспоминали собравшиеся на церемонию прощания, именно его фигура на этом посту позволила математикам пережить это время без катастрофического ущерба, который понесли другие институты. «Институт математики пережил этот период без тяжелых потерь и сумел сохранить потенциал», — рассказал академик Решетняк.
«В 90-е годы был среди тех, кто превозмогал проблемы, которые ставила перед нами новая и часто бездумная власть, и отстаивал единство Сибирского отделения. Часто говорят, что он был очень мягким человеком, и это действительно так, однако я не раз видел его действительно жестким, когда ставили под сомнение важные научные результаты», — вспоминал академик Конторович.
Михаила Лаврентьева могли одновременно называть своим учителем доктора наук из его института, студенты НГУ, которым он читал лекции, и школьники, которым он преподавал в физматшколе Академгородка. Поэтому следом за учеными с Михаилом Лаврентьевым попрощались в НГУ, куда, перекрыв движение, отправился траурный кортеж.
Ученый был старейшим преподавателем университета. «Не секрет, что новые идеи обычно не находят поддержки. И люди с такими идеями обычно обращались к Михаилу Михайловичу как к последней инстанции, и он всегда помогал, если видел, что это действительно что-то новое», — заключил зампредседателя СО РАН Михаил Эпов.
Кончина Михаила Лаврентьева стала знаковой, но не единственной для научного центра. За последнюю неделю некрологи были опубликованы по случаю кончины пятерых представителей академического сообщества Академгородка. По данным на 2009 год, средний возраст сотрудника СО РАН составляет около 49 лет. Впрочем, два года назад, до начала кадровой реформы в Академии наук, он был еще больше — около 54 лет.
Петр Малков
Фото автора