9 сентября 28-летняя жительница Академгородка Ирина Сафонова зашла в свой подъезд и исчезла — этот случай вызвал бурный общественный резонанс и панику как в Советском, так и в других районах города. Вместе с версиями преступления начали появляться домыслы, обрастающие подробностями и не имеющие никакого отношения к действительности. Психологи не удивляются, что панические настроения возникли именно в Академгородке. По их словам, в научном центре Новосибирска наблюдается большое количество людей «со странностями»: рациональность и интеллект у них совмещается с душевной неуравновешенностью.
Вскоре после исчезновения Ирины Сафоновой в интернет-форумах появились сообщения о том, что в лесу близ Академгородка, а также в Нижней Ельцовке были найдены трупы женщин, муссировалась также тема изнасилования. Через несколько суток интернет-общественность Академгородка принялась за обсуждение таинственной кражи коляски с ребенком рядом с администрацией Советского района. А благодаря интернету (Академгородок — один самых интернетизированных районов города) слухи распространялись молниеносно.
Как заявил НГС.НОВОСТИ начальник уголовного розыска УВД Советского района Валерий Карпачев, на сегодняшний день никаких неопознанных трупов женщин в Академгородке не найдено и ни о каких серийных маньяках речи быть не может. Что касается коляски, то, по словам господина Карпачева, во-первых, она была без ребенка, а во-вторых, была найдена в скором времени неподалеку. «Следствие по делу пропавшей Ирины Сафоновой ведется, у нас есть круг подозреваемых, — комментирует Валерий Карпачев. —
Что же касается многочисленных форумов, то у нас есть специалист, который их вычитывает. Однако ничего полезного он пока не нашел. Если честно, очень хочется, чтобы поменьше ерунды всякой писали».
Валерий Карпачев также сообщил, что в последний раз подобный ажиотаж вызвало убийство девушки маньяком в 1998 году. Оно было совершено в лесу рядом с НГУ, а маньяком оказался прапорщик из отдела снабжения военного училища (НВВКУ).
«Кто-то говорит, что наш район мертвыми телами завален, это ведь ерунда какая-то», — рассказал НГС.НОВОСТИ сотрудник оперативной службы УВД Советского района, занимающийся розысками Ирины Сафоновой. На условиях анонимности он сказал, что ситуация с преступлениями в Академгородке действительно ухудшилась: «Стало больше и грабежей, и разбоев, и убийств, и изнасилований, но ухудшение не касается отдельно Советского района. Такая ситуация в период кризиса затронула весь Новосибирск, да и по России в целом».
Психологи объясняют панические настроения спецификой района, где произошло преступление. «Академгородок всегда отличался тем, что в нем жили странные люди, — считает психотерапевт Александр Буцких. — С одной стороны, здесь высокий интеллектуальный уровень, с другой стороны — душевные проблемы, их порой можно увидеть невооруженным взглядом: некоторые ходят и с собой разговаривают, вид у них иногда запущенный и странный.
Избыток научного рационализма здесь искупается избытком душевной иррациональности. Именно в Академгородке почему-то часто встречаются эксгибиционисты».
Возникновение домыслов психологи объясняют защитной реакцией на тревогу. «Страх неизвестного приводит к панике, которая резонирует и усиливается в толпе, — комментирует господин Буцких. — Под влиянием паники люди регрессируют, становятся подобны детям, и критические рациональные способности в массе у них снижаются. Страх у людей возникает из-за того, что они боятся неизвестности: а вдруг со мной случится то же самое. Человеку жизненно необходимо, чтобы жизнь была предсказуема. Мы встаем и ожидаем рассвета, если его нет, возникает страх.
Чтобы заполнить пугающий вакуум, люди начинают предлагать версии, пытаясь таким образом заполнить его и справиться со своим страхом».
В качестве примера Александр Буцких привел случай из психиатрии, когда психотическое состояние резко улучшается с началом бреда. Так, дикий страх неизвестного может смениться у больного идеей о прилете инопланетян, от которых нужно спасать землю. Когда пациентом овладевает идея об инопланетянах, состояние его улучшается, так как отныне он «понимает» ситуацию и может «осмысленно» жить дальше, спасая человеческую расу от пришельцев.
По словам директора Антистрессового центра психотерапевта Максима Загоруйко, для того чтобы освободиться от панического чувства, человек должен: во-первых, четко осознать, что это чувство овладело им; во-вторых, трезво посмотреть на ситуацию, оценив реальную возможность опасности, которой он или его близкие могут подвергнуться; в-третьих, подумать, каким образом он сможет предотвратить потенциальную угрозу.
Владимир Иткин