Очень тихо и скромно — одним сеансом в день в «Победе» — в нашем прокате идет грузинское кино о трудностях любви «Слепые свидания». Сандро, учителю в тбилисской школе, сорок лет, он лысеет и огорчает свою встревоженную грузинскую маму тем, что до сих пор не раздобыл себе жену, а ей — внуков. И Сандро вроде бы пытается. Его попытки и составляют эту милую и довольно грустную комедию, на которую можно сводить родителей и прочих людей, считающих, что в нынешних кинотеатрах — не то что раньше — им нечего смотреть.
«Слепые свидания» (Brma paemnebi; Грузия – Украина, 2013) — трагикомедия. Реж. Леван Когуашвили. В ролях: Андро Сахварелидзе, Иамзе Сухиташвили, Арчил Кикодзе. 99 минут. Рейтинг IMDB: 6.7/10. 16+
Вместе со своим другом Ива (бывшим профессиональным футболистом, а теперь — школьным физруком, тренирующим девичью команду) Сандро по выходным встречается на автовокзале с приезжающими на автобусе из провинции интернет-знакомицами. Девушек холостяки ведут в номера обветшавших вконец гостиниц: строгая дама-ключница на входе, заколоченный балкон, больничные кровати, яблоко на тарелке и полторашка воды в качестве угощения. Всем неловко, а девушка еще и плачет, потому что ей обидно за оставленного дома сына-подростка.
Вот, например, как школьники Сандро и Ива сбегают на пустой, запустелый, как и всё тут, пляж от родителей Сандро, беспокоящихся, что отпрыск заболеет ангиной от холодных мандаринов — а то и напьется, — и вообще готовящих ему ужин с приличной девушкой. На мокром и совершенно необитаемом пляже Сандро и Ива распивают и смеются, укрывшись от дождя огромной полиэтиленовой пленкой. Предыдущий фильм режиссера Левана Когуашвили, кстати, — и тоже про неприкаянного сорокалетнего — вообще назывался «Прогульщики»; оба фильма сам режиссер описывает как портреты «потерянного поколения».
На пляж Ива и Сандро берут с собой Манану, хрупкую маму одной из своих учениц, которая родила дочь в выпускном классе и поэтому до сих пор немножко тоскует по незавершенному детству. Между Сандро и Мананой что-то такое вроде как происходит, но у Мананы есть муж, который, правда, сидит в тюрьме за драку, но вот-вот выйдет.
«Слепые свидания» полностью соответствуют тому, что любитель грузинского кинематографа от него ожидает. Все традиции соблюдены: это кино, которое неунизительно и внимательно сочувствует своим неуклюжим в жизни героям, шутит с неизменно серьезным и грустным лицом — хоть на поминках, хоть на помолвках, скромно в быту и поэтично в образах.
Тбилиси (его столичностью, дошедшей до того, что даже девушки в футбол играют, герои фильма трогательно гордятся) предстает городом живописно обветшавших панельных многоэтажек и пустырей. Выцветшая, обшарпанная жизнь, но это запустение задворок того эстетического свойства, от которого в город можно заочно влюбиться куда нежнее, чем по глянцевым буклетам, и в итоге купить билет. В пустынный кадр забредают собаки и черная курица.
Не то чтобы это было идеальное кино — «Свидания» временами выглядят и звучат искусственно, местами претенциозно и несколько назойливо в метафорах, вроде тех же самых «слепых свиданий» (это и свидания вслепую, и свидание со слепой девушкой, которой Ива описывает заоконный вид, и, как вы понимаете, вообще все неловкие поиски любви на этом свете).
Но ругать его все равно как-то неохота — оно такое же тихое, доброе и внимательное, как его герой, вечно уходящий скромно постоять в стороне.
Грустное, но вовсе не депрессивное кино, — хотя мы оставляем героя в довольно затруднительной позиции, в финале все равно тепло и все сделано как-то правильно. Жизнь идет и, наверное, она действительно похожа на сиротливый и веселый пикник на мокром и холодном пляже в компании незнакомого бродячего пса. К тому же не так уж часто выходит неплохое кино для тех, кому обычно не на что сходить в кино.
Оценка НГС.АФИША: 3,5 из 5
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru