У главного фильма недели — незабываемое лицо Анджелины Джоли в роли могущественной ведьмы — с рогами и горящими глазами, как у козы, и костями, торчащими из лица. Диснеевская «Малефисента», снятая с масштабом и в галлюциногенном стиле «Оза великого и ужасного» и «Алисы в Стране чудес», — это новая версия сказки о спящей красавице. Но в невиданной перспективе: всю историю мы видим глазами заколдовавшей барышню злой волшебницы — и сочувствуем именно ей, а не отравленной принцессе. Оказывается, всё было совсем не так, как мы привыкли думать.
Справка: «Малефисента» (Maleficent; США, 2014) — фэнтези о спящей красавице и злой колдунье, в мотивах которой находятся смягчающие обстоятельства. В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фэннинг («Где-то», «Супер 8»), Шарлто Копли («Район № 9»). 3D, IMAX 3D. Бюджет — 200 млн долл. 97 мин. 12+
«Малефисента» начинается на границе между двумя королевствами. Одно — насквозь волшебное населено феями, эльфами и прочими гномами. Другое — обыкновенное средневековье, населенное людьми, твердо уверенными, что их соседи — вредные и опасные фашисты. Живущая в заколдованном лесу беззаботная малолетняя фея Малефисента влюбляется в человеческого юношу. Доверчивость «крылатой нечисти» люди используют, чтобы покалечить ее, лишив способности летать.
Ее сопровождает ворон, иногда оборачивающийся остроносым пажом (именно так, а не наоборот — человечье обличье черный птиц надевает брезгливо). Когда у главного обидчика лесной феи — обманувшего и покалечившего ее короля — рождается маленькая принцесса, Малефисента проклинает девочку, которая отныне обречена уколоться в 16 лет веретеном и впасть в смертельный сон. Разбудить ее может только поцелуй настоящей любви — но Малефисента-то знает, что любовь — это сказки. В ожидании, пока подействует заклятие, Малефисента — рогатой тенью в сумраке — следит за подрастающей крошкой. А так, знаете ли, можно и ненароком привязаться к обреченному человеческому детенышу.
Одним словом, «Малефисента» — это выступление в защиту всех сказочных колдуний, когда-либо подсовывавших красавицам снотворные иголки (дамы и господа, у моей подзащитной были смягчающие обстоятельства). Но в первую очередь новый фильм отталкивается от классического диснеевского мультфильма «Спящая красавица» 1959 года. Оттуда взяты компрометирующее (maleficent означает — вредный, злонамеренный) имя мстительной феи и ее образ — алые губы, черные рога, нечеловеческие скулы, острые, как лезвие конька. Как сообщают со съемочной площадки, Джоли в полном гриме повергала детей на съемочной площадке в такой страх, что сыграть маленькую принцессу смогла только ее собственная (в совместной собственности с Брэдом Питтом, точнее) пятилетняя дочь.
Для Роберта Стромберга «Малефисента» — дебют в режиссуре, но до этого он работал художником-постановщиком на съемках «Аватара», «Оза, великого и ужасного» и «Алисы в Стране чудес», — и весь этот опыт налицо.
«Малефисента» тоже накрывает волнами умопомрачительной галлюциногенной красоты зачарованного леса и битв с участием рыцарей, древесных троллей, дракона и разъяренной Джоли в небесах, мечущей молнии.
Как и все последние диснеевские сказки о принцессах («Принцесса и лягушка», «Рапунцель», «Холодное сердце»), «Малефисента» демонстративно выбрасывает на помойку душные патриархальные ценности (типа «закрой глаза, лежи, жди принца») и празднует победу феминизма. И наглядно демонстрирует, как легко смена угла зрения превращает злодея в героя (и наоборот). Этот фокус с переворачиванием привычной расстановки добра и зла в современных сказках вообще очень популярен. И дети, вероятно, на нем растут несколько более способными к критическому восприятию информации, чем их родители, чьи знания о том, кто в сказке плохой, а кто — хороший, никогда не подвергались сомнению (плохого могли только перевоспитать, — но не переоценить в свете новых фактов). Впрочем, в случае с «Малефисентой» обсуждать смысл истории не так уж интересно.
Потому что — при лихой задумке — история тут прописана гораздо слабее, чем в вышеупомянутых диснеевских мультфильмах про принцесс.
Каждый новый сюжетный поворот оборачивается недоуменными вопросами. Если волшебный и простой народцы друг с другом непримиримо враждуют, то почему феи являются на крестины принцессы? И тут же назначаются няньками? Почему Малифисента не могла просто взять и… (тут пора умолкнуть, потому что сюжет «Малефисенты» такой неглубокий, что к нему не подступиться, не зачерпнув со дна спойлеров).
Учитывая, что кино — не совсем для маленьких детей (в российском прокате у него ограничение 12+), грандиозное, дорогостоящее, амбициозное, оно могло бы быть и чуть поумнее. По сути дела, вся «Малефисента» — от довольно раздражающей принцессы до наоборот обаятельного ворона-оборотня, от дивных пейзажей до взрывов спецэффектов — это феерическое платье, в котором полтора часа перед восторженной (и я не исключение) публикой выступает дива Джоли, а она, конечно, и есть настоящая воинственная лесная фея.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru