Как известно, подросткам часто бывает сложно справиться со своими эмоциями и гормонами, а взрослые не всегда идут навстречу. Иногда это приводит к ужасным последствиям. Социальный педагог центра для подростков «Тут поймут» Анастасия Королёва рассказала о том, как правильно подмечать проблемы детей и с ними помогать. А также, зачем школе нужны социальные педагоги и почему их работа не всегда эффективна. Далее — от первого лица.
Адаптация детей в школе проходит по тем же законам, что и адаптация людей в любых новых для нас условиях. Мы понимаем, что для этого необходимы поддержка, безопасность и время. Адаптация в школе — это процесс привыкания детей к новым задачам, функциям, людям, и, как правило, в норме первоклассник проходит этот процесс в срок от 3 до 6 месяцев. Это очень важный момент, который требует тщательного сопровождения педагогов и внимания к сложностям, возникающим на пути. Если этот процесс проходит в норме, то в дальнейшем у школьника будет не так много проблем с обучением.
Социальный педагог в школе занимается всем и сразу. В его задачи входит выявление сложных ситуаций у детей, беседы с ними, выяснение дополнительных обстоятельств, подключение ресурсов для преодоления возникающих у детей сложностей. Это очень важный человек в системе образования, человек, который выстраивает доверительные отношения с детьми и их родителями, к которому приходят за советом или чтобы справиться с тревогами и напряжением. Зачастую в школах есть только один социальный педагог на 1000–1500 детей. Может ли он физически сопровождать всех, кто в этом нуждается? Есть сомнения. Также в современной модели образования предусмотрены определенные стандартные формы отчетности, которые к основной нагрузке предлагают дополнительную. Заполнение бумаг и отчетов еще больше создает пропасть между взрослыми и детьми в учебном учреждении.
Мне не нравится говорить про «трудных» подростков, потому что это заставляет думать, будто проблемы есть только у детей, попадающих под категорию «трудных», а это не так. Один из главных методов определения того, что у ребенка возникли сложности в какой-либо сфере жизни, — это наблюдение. За поведением, успеваемостью, общением с учителями и сверстниками. И если становится понятно, что что-то изменилось, и не в лучшую сторону, необходимо начать работу по поиску этой причины и помочь ребенку справиться.
Не только дети, но и многие взрослые не всегда умеют прийти и сказать: «Мне нужна помощь, поддержка, совет, мне плохо, и я не знаю, что с этим делать». Дети просят этой помощи по-другому, например, в расстройствах поведения. Задача помогающих взрослых: заметить и принять все возможные и необходимые меры, чтобы выяснить, в чем проблема, и помочь ее решить. В этом плане интересно посмотреть на опыт некоторых российских, зачастую частных школ, где у детей есть доступ к ресурсным кабинетам, кабинетам психологической разгрузки. Еще существует такой человек как тьютор — и это не классный руководитель, а действительно полноценный специалист, который детей сопровождает, знает, слушает, поддерживает. В среде, где есть дело до самих детей, а не только до их оценок, очень мало шансов на возникновение буллинга и травли. Да и другие сложности возникают, я думаю, реже. Потому что подростку иногда очень важно быть услышанным и понятым.
«Если этого не происходит социально приемлемым способом, в ход идут любые другие»
Семья занимает огромное место в воспитании, адаптации и социализации человека. Мы оттуда многие модели поведения берем, иногда так случается, что не самые лучшие и нужные. Школа не должна и не может никого перевоспитать, у нее другая задача — научить, дать возможность получать базовые знания и образование. Воспитательная функция в школе в очень факультативном формате. Таким образом, семья и школа должны работать в команде, чтобы обеспечивать гармоничное развитие личности. Коммуникация с семьей осуществляется через социальных педагогов и классных руководителей. Когда у ребенка возникают проблемы, школа может оказывать содействие в их решении, например, перенаправлять к определенным специалистам или в органы по запросу.
К сожалению, никто не скажет нам, как понять, что тот или иной подросток возьмет оружие и пойдет стрелять в людей. Но, возвращаясь к вышесказанному, повторюсь, что изменения должны происходить на системном уровне. Школа должна транслировать гуманное отношение к детям, среда должна быть поддерживающей, а взрослые быть такими, чтобы им можно было доверять. И может, тогда захочется пойти и рассказать специалистам о своих чувствах и эмоциях, а не совершать подобные ужасные правонарушения. Нельзя сказать однозначно: виновата школа, или виновата семья, или что-то еще, потому что мы не знаем, что было в голове у этого конкретного подростка, но, возможно, он бы рассказал, если бы кто-то проявил искренний интерес. Поэтому социальные институты, сопровождающие человека в процессе его взросления, должны быть гуманными, понятными, предоставляющими пространство и возможности выбора для развития, обучения и самореализации каждого ребенка.
В центре «Тут поймут» работает круглосуточная горячая линия. Подростки могут обратиться по телефону 8 800 250-04-07 с любым вопросом и пообщаться со специалистами. Еще есть чат поддержки в группе во «ВКонтакте». Если у ребенка есть вопросы или проблемы, лучше обсуждать это, а не замалчивать.
Есть ли социальные педагоги в школе ваших детей?
Для вашего удобства мы собрали все новости о казанской трагедии и стрелке в один сюжет — вы можете посмотреть, какое наказание получит осужденный, как казанцы почтили память погибших, а также кто пытался защищать детей ценой собственной жизни.