Сибирячка Екатерина Курносова в этом году переехала из Новосибирска в Анапу, чтобы быть ближе к морю и к хорошей экологии. Но не прошло и месяца после переезда, как в прибрежном городе случилась экологическая катастрофа. По официальным данным, около 44 километров пляжа в Анапе оказалось в мазуте после крушения двух танкеров. Екатерина же попала в сложную ситуацию: ее мечта жить у чистого моря разрушилась, что делать дальше — непонятно. Но сибирячка пытается помогать волонтерам. О том, как сейчас живут в Анапе и что изменилось там за две недели, — в материале НГС.
«В Анапе очень классный климат»
В субботу, 14 декабря, сибирячка Екатерина Курносова отпраздновала свой день рождения — ей исполнился 41 год. Этот год стал для женщины переломным: в конце ноября она взяла своих детей, села в машину и переехала из Новосибирска в Анапу. Она хотела увезти детей поближе к морю, которое обожает, чтобы они росли на чистом воздухе.
— Я думала переехать в Сочи или в Анапу — в Сочи тоже клево, но в Анапе очень классный климат. С одной стороны пески, с другой — горы, очень клевая природа, — рассказала Екатерина.
Переезд получился тяжелым. Екатерине пришлось работать в трех местах одновременно: на удаленке по новосибирскому времени и на доставке банковских карт — выходило по 15 часов в сутки. А еще она решила возобновить психологическую практику, которую на время забросила. При этом оставить младшего ребенка — 3-летнего мальчика — Екатерине было не с кем. Зато сибирячка была ближе к своей мечте.
На следующий день после дня рождения Екатерины в Керченском проливе потерпели крушения два танкера с нефтепродуктами, и жизнь многих жителей юга России резко изменилась.
Екатерина признается, что в первые дни масштаба катастрофы не понимала. Решила съездить на пляж и посмотреть, что там происходит.
— Там был огромный слой мазута, глубиной 50 сантиметров. Такой масштаб, что пока своими глазами не увидишь, то просто не поймешь, не осознаешь ужас. Там такая вонища. Мы [с подругой] не знали и, как дуры, поперлись в первый день без масок, — описала сибирячка.
Екатерина и ее подруга Наталья, увидев последствия катастрофы в первый день, испугались. Екатерина вспоминает, что смотрела на черный пляж и в голове у нее были одни маты. А потом женщинам стало плохо: они надышались мазутом.
Наталья не смогла собирать мазут из-за проблем с дыханием, а сама Екатерина — из-за маленького ребенка. Даже сейчас, если она приезжает к волонтерам, оставляет сына в машине, чтобы он не вдыхал ядовитые пары.
Но Наталья с Екатериной пытаются помогать волонтерам. Наталья организовала сборы и пекла пирожки, а Екатерина отвозила еду. Сейчас пирожки уже не нужны — волонтеров бесплатно кормят местные рестораны и кафе. Женщины начали привозить мешки, перчатки и стяжки, а сейчас думают, как собрать деньги на совки, которыми будут убирать оставшийся мазут.
«Разгребали всё мужики с лопатами»
В первые дни из-за паров мазута пострадало много людей. Для того чтобы находиться на пляже, нужны были не обычные маски, а респираторы, а потом желательно было еще и выпить средства, которые выводят токсины из организма.
— Очень много в больницах оказалось людей. В первые дни работали только волонтеры, и это часто были просто мужики с лопатами, которые брали всё это и разгребали, — вспоминает Екатерина.
Спустя какое-то время на пляже появилась и техника, которую прислало правительство, — она убирает огромный пласт мазута, оставляя небольшие куски размером с ладонь. Они оказываются под слоем песка, и убирать их приходится уже волонтерам.
Сейчас в Анапе по улицам и пляжам ходит множество людей в защитных костюмах и масках — их можно встретить даже в центре города. Тут и там встречаются машины с надписью «Гуманитарная помощь», а на днях Екатерина общалась с мужчиной, который специально приехал на подмогу из Воронежа.
— Волонтеры сейчас радуются даже элементарным мешкам, костюмам, маскам, поэтому я решила обратиться к своим знакомым в Новосибирске — все ведь ездят на море, эта трагедия не только для Анапы, — считает Екатерина.
О том, что сейчас происходит в Анапе, она рассказывает в соцсетях, призывая знакомых жертвовать средства для помощи волонтерам.
— Конечно, у всех свои заботы: Новый год, праздники, семья. И реально, пока этого не увидишь своими глазами… Даже я, находясь в Анапе, в первые дни не понимала, что происходит. Потому что пока ты это не увидишь, ты не осознаешь, насколько это глобально, — считает сибирячка.
«Воняет уже не так сильно»
Анапа живет за счет туристов, но приедут ли они в следующем году — непонятно. Екатерина называет Анапу детским городом: там много лагерей, в которые приезжают отдыхать со всей России. А море продолжает выбрасывать мазут.
— Все планы просто спутались. Я сидела очень долго в шоке, пыталась понять, что лично мне делать. Потому что это на годы — это не год и не два, — обеспокоенно говорит сибирячка. — Конечно, сейчас техника убирает мазут и огромного пласта нет. Воняет уже не так сильно, но это же разносится везде. Когда видишь это по телевизору, не понимаешь масштабы. Это не нефть, это мазут. Это густющая каша.
Екатерина даже думала вернуться в Новосибирск, увезти детей подальше от экологической катастрофы. Но в Анапу она ехала, когда еще не было снега, а вот обратно пришлось бы возвращаться по зиме — это намного опаснее, и пока Екатерина идею о возвращении отложила.
С момента крушения танкеров в Керченском проливе прошло уже больше недели. В Анапе работают тысячи людей, а последствия для природы — ужасающие. Больше всего пострадали животные: от мазута удалось спасти больше тысячи птиц, но свыше 200 пернатых погибли. Кроме того, с момента разлива нефтепродуктов уже нашли 19 мертвых дельфинов.
Наша коллега, журналист 93.RU Валерия Дульская два дня вместе с волонтерами убирала берег Черного моря. Она описала апокалипсическую картину: пляжи в мазуте, холодный ветер и люди в белых защитных костюмах, респираторах и очках. И рассказала истории людей, которых заставили работать, и волонтеров, которые захотели этого сами.