На будущей неделе в Новосибирске должен начать работу новый сервис доставки продуктов «Самокат». Он отличается от «СберМаркета» и еще год назад рассматривался как один из его основных конкурентов. Обозреватель НГС Стас Соколов попытался разобраться, что может принести «Самокат» новосибирцам.
О скором появлении «Самоката» новосибирцы могли узнать из многочисленных рекламных лайтбоксов, которые появились на городских улицах в середине марта. Приложение сервиса уже регистрирует жителей Новосибирска, обещая начать предоставлять услуги с 31 марта, — пока можно только посмотреть возможные списки товаров, которые будут доступны с момента запуска услуги. Фирменные коробки «Самоката» также были замечены на открытии оптово-распределительного центра компании «РусАгроМаркет».
Пока в Новосибирске широко известна только доставка «СберМаркет», при помощи которой можно заказать товары из «Ленты», Metro Cash & Carry, «Ашана» «О`Кей» и «Быстронома». Курьеры «СберМаркета» регулярно встречаются в магазинах этих сетей. В условиях усиливающихся пробок получить в заранее оговоренное время пакет с товарами и продуктами оказывается не такой плохой идеей.
«Самокат» намерен пойти дальше, поскольку этот проект работает по иной модели. Он не просто доставляет продукты из торговых точек, а выступает в качестве продавца сам. Заказы формируются на локальных распределительных складах (их называют «даркстор» — от английского dark store — темный магазин). Идея состоит в том, что для даркстора необязательно арендовать помещение на оживленной улице (как это происходит с обычным магазином). Такой распределительный центр может разместиться во дворах, в промзоне, в помещении без окон, в подвале и т. д. Получив заказ, работники даркстора соберут его в коробку, которую тут же сможет забрать курьер.
Это позволит получить заказанные продукты быстро («Самокат» обещает доставку за 15 минут), но требует от сервиса большого количества таких распределительных складов.
«Самокат» — довольно молодой проект. Сервис создан двумя топ-менеджерами, работавшими в сети «Магнит» и сотовом операторе Yota. Первоначально это приложение называлось «Магазинчик», нынешнее название (и бизнес-модель) оно получило в 2018 году. В апреле прошлого года контроль над «Самокатом» получили Сбербанк и компания Mail.ru. Сейчас его услуги доступны жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Краснодара и Самары.
Прямым конкурентом «Самоката» на российском уровне выступает сервис «Яндекс.Лавка», работающий по такой же модели. У «Яндекса», впрочем, в обойме пока только три города: Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Похожий по концепции проект развивает крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group, который открыл первые дарксторы в Москве и Санкт-Петербурге еще в 2019 году. Для владельца «Пятёрочек» это и дополнительный заработок, и возможность не упустить шанс занять нишу в перспективном сегменте рынка. Преимуществом X5 является самая обширная на сегодняшний момент сеть обычных магазинов, которые также могут участвовать в доставке. В Новосибирске собственная доставка «Пятёрочки» также работает — заказ можно сделать через приложение.
Всего же, по данным 2ГИС, в Новосибирске услуги доставки продуктов питания сейчас предлагают 12 сервисов: «Фермер-Центр.рф» (доставка из магазинов одноименной сети), «ВезётВам.рф», «Пять пакетов» и т. д. Кроме того, в городе уже работает сервис Igooods, который предлагает доставку из «Ленты», «Ашана» и Metro Cash & Carry.
В самом «Самокате» на вопросы НГС отвечать отказались, мотивируя это тем, что проводят на следующей неделе пресс-конференцию о начале работы сервиса.
В новосибирском «Ашане» говорят, что доставка пока обеспечивает лишь небольшую долю продаж, но она стабильно растет, и это вопрос привычки. Всплеск интереса к доставке случился во время пандемии, когда часть покупателей в принципе старалась не покидать дом. Но и теперь развитию этого направления помогают погода и пробки. Видя длинные красные линии улиц на карте «Яндекса» или 2ГИС, потенциальные покупатели предпочитают сделать заказ в приложении и просто подождать. При этом в «Ашане» говорят, что стараются активно развивать и собственную доставку тоже. Сейчас зона радиуса доставки вокруг гипермаркета в «МЕГЕ» расширилась до 27 километров, достигнув Академгородка.
В пресс-службе X5 Retail Group, которые запустили собственный сервис доставки в Новосибирске в ноябре прошлого года, говорят, что с тех пор количество заказов уже утроилось и сейчас достигло 12 тысяч в месяц. Средний чек сервиса в Новосибирске сегодня превышает 1200 рублей, говорят в пресс-службе.
По данным INFOLine, годовой оборот всего российского рынка онлайн-торговли продуктами питания в 2020 году достиг 155 млрд рублей, увеличившись в 3,6 раза по сравнению с 2019 годом. Совокупный оборот онлайн-бизнесов X5 в 2020 году с учетом НДС составил 21,9 млрд рублей. Это уже больше, чем весь оборот магазинов, например, местной компании «Торговый холдинг Сибирский гигант». Правда, в масштабах самой Х5 сумма пока не выглядит внушительной. Выручка X5 Retail Group за первые девять месяцев 2020 года (данных по всему году пока нет) составила 1,45 трлн рублей.
Во время пандемии спрос на доставку продуктов в Новосибирске вырос в несколько раз. В январе-марте 2021-го жители Новосибирска сделали в 3 раза больше заказов, чем за тот же период год назад, сообщили в пресс-службе «СберМаркета». Средний чек одного заказа у этого сервиса в Новосибирске составляет 2930 рублей.
В московском офисе Igooods тоже говорят, что спрос на доставку продуктов в Новосибирске весной прошлого года вырос «в несколько раз». К лету ситуация стабилизировалась, но уже осенью количество заказов вновь увеличилось (на 30%) и продолжает расти, несмотря на послабление коронавирусных ограничений. За последние девять месяцев количество заказов в Новосибирске увеличилось на 10% (март 2021 года по сравнению с июнем 2020), а средний чек вырос с 3000 до 3300 рублей, говорят в Igooods.
«Самокат» не является прямым конкурентом для «СберМаркета» и Igooods (хотя формально предлагает ту же услугу). Пользователи сервисов доставки из магазинов заказывают большое количество продуктов и делают это реже (примерно раз в две недели). Часто это тяжелые товары, которые к тому же не нужно выбирать на месте, — картофель, кондиционер для белья, воду. «Самокат» и экспресс-доставка «Пятерочки» ориентируются, напротив, на небольшие партии свежих продуктов, которые нужны прямо сейчас.
В Igooods также отмечают, что ассортимент сервисов вроде «Самоката» ограничен товарами на собственном складе. В то время как Igooods доставляет практически все продукты, которые есть в гипермаркете, — это около 20–40 тысяч товарных позиций для каждой сети.
— Наш главный конкурент — привычка людей ходить в магазины. Мы боремся с барьерами к онлайн-покупкам вместе с другими компаниями в сегменте e-commerce, — считают в «СберМаркете».
По данным аналитического агентства INFOLine, за 2020 год новосибирцы купили через интернет продукты на сумму более 1,3 млрд рублей. Это всего лишь восьмое место в России — Новосибирск пропустил вперед (помимо Москвы и Санкт-Петербурга) Краснодар, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Начало работы «Самоката» в Новосибирске фактически означает приход в регион нового крупного ритейлера. В прошлом году главным приобретением местного розничного рынка стала крупнейшая российская сеть алкомаркетов «Красное и Белое», у которой уже 29 магазинов (и еще 24 торговых точки «Бристоль», принадлежащих тому же владельцу). А в этом году в марте в Новосибирске заработал первый супермаркет голландской сети SPAR, открытый по франчайзингу компанией из Томска.