Авторынок — стихия со своими законами, рисками и зависимостью от обстоятельств. Предстоящий 2025 год внесет новые коррективы и заставит автовладельцев, перегонщиков и дилеров играть по новым правилам. В целом всё сводится к тому, что платить придется больше. За всё. По мнению экспертов, дорожать будут расходники, автосервис, бензин, налоги, а утильсбор на электромобили взлетит в 20 раз. И это еще не предел. Подробнее — в материале НГС.
Цены будут расти
Рост цен — явление ежегодное и привычное, но неприятное. Автомобиль — приличная статья расходов для тех, у кого он есть. А для тех, у кого нет, возможно, цель на ближайшее будущее. Но цель, ускользающая со скоростью гораздо большей, чем заявленная производителем мощность ее двигателя.
В этом году по рукам покупателям сильно ударил рост ставок по автокредитам — они стали действительно заоблачными, достигнув 24–25%. И вот машина уже становится роскошью для значительной части населения. Если раньше автокредит считался доступным инструментом для приобретения машины, то теперь он всё чаще становится неподъемным для семей с доходом ниже 100 тысяч рублей в месяц (а средняя зарплата в Новосибирске составляет 70 тысяч).
Рост ставок по автокредитам — это не просто финансовая проблема, а тревожный симптом снижения доступности ключевых товаров для значительной части населения. Если ситуация не изменится, автомобиль из обычного средства передвижения рискует снова стать символом престижа, доступным лишь немногим.
Эксперты прогнозируют снижение продаж автомобилей в кредит, особенно в сегменте среднего класса. При этом на фоне падения покупательской способности могут активизироваться «серые» схемы финансирования, а рынок новых автомобилей будет больше ориентирован на премиум-сегмент.
И снова китайцы
В 2025 году свою нишу продолжат заполнять и расширять представители китайского автопрома.
— Конечно, будет еще больше китайских автомобилей. Это прямо к гадалке не ходи. Связано это с тем, что приходит много китайских автопроизводителей, которых мы еще даже в том году не знали, потому что у нас хороший рынок. У нас емкость рынка не заполнена, — считает руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков. — Кроме того, в 2025 году мы ждем, что будет появляться больше сборочных производств от китайских производителей на нашей территории.
Некоторые из известных и популярных в России марок уже собирают в нашей стране: например, отдельные модели HAVAL и Geely. Китайский автопроизводитель FAW тоже ищет площадку для создания собственного предприятия по сбору автомобилей в России — в качестве одной из возможных локаций рассматривают Татарстан. Придут и другие, пока «ноунэймы» для российского потребителя. Но любой китайский бренд в бюджетном (насколько сегодня это возможно) сегменте очень быстро переходит в категорию массмаркета.
Что касается цен, то в целом эксперты отметили тенденцию на их увеличение. Инфляционные процессы касаются всех отраслей, и в части авторынка это связано не только с затратами на эксплуатацию, но и с тем, что различные сборы автоматически включаются в стоимость автомобиля.
Например, 1 января 2025 года значительно выросла сумма утильсбора для автомобилей массового сегмента и электрокаров: налог увеличился в 20 раз. С января за новенький электромобиль или машину с ДВС объемом в 1–2 л придется заплатить более 667 тысяч рублей. В конце 2024 года эта сумма составляла около 33 тысяч рублей.
В 2026 году утильсбор на электромобили и гибридные автомобили может составить свыше 800 тысяч рублей, а к 2030 году — перевалить за 1 миллион рублей.
СТРАХовка, да и только
Еще один фактор, который неизбежно влетит в копеечку, — страховка.
— ОСАГО однозначно будет расти, по тем же самым причинам — инфляционные процессы: рост в цене запчастей, рост цен на работу. Естественно, всё это только лишь увеличивает расценки на ОСАГО. Страховая компания должна погасить те расходы, которые связаны с ремонтом автомобиля, — объяснил Вячеслав Ашурков. — Но там тоже есть куча нюансов. Уже в этом году разрешили использовать в расценках китайские запчасти. Это уже не фирменная запчасть от «Мерседеса», «Тойоты», «Фольксвагена», а китайская, которая изначально стоит дешевле.
И если более дешевые запчасти в случае гарантийного ремонта вроде как должны сбалансировать цену страховки, то работа мастеров дешевле не станет. Она будет только расти. Будет дорожать и содержание автомобиля в целом: затраты на расходники и, конечно, топливо.
Что с бензином?
— Если наше правительство все-таки разрешит бензин к вывозу (они уже заявили, что в конце января, скорее всего, это произойдет), то цены на рынке неизбежно поползут вверх. Потому что бензин вывозить за границу намного выгоднее по тем ценам, которые сейчас на мировом рынке, — отметил руководитель новосибирской ФАР.
Правительство действительно выпустило постановление, регулирующее возможности экспорта бензина, 28 ноября 2024 года.
— Временный запрет на экспорт бензина, введенный до конца 2024 года, продлен по 31 января 2025 года. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации подписано. Ограничение не будет распространяться на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов, — сказано на официальном сайте кабмина.
Таким образом российские производители могут направить свой взор на внешний рынок, что неизбежно отразится на внутреннем.
Дорожают и новые, и старые
— Емкость рынка конечная, конечно же, и те автомобили, которые до 2022 года были ввезены в Российскую Федерацию, рано или поздно закончатся. И то, что мы можем привезти из стран таможенного союза — это Казахстан, Белоруссия, Армения, — не спасет рынок России. Потому что все-таки у нас потребности намного выше, чем у этих стран. Соответственно, цены на бюджетные автомобили будут расти, — рассуждает Вячеслав Ашурков. — Раз дорожают новые, соответственно, можно поднять цену и на свой старый автомобиль. Учитывая, что предложение будет уменьшаться, цена будет расти.
Многие владельцы не доверяют китайскому автопрому и называют разрекламированные модели «гаджетами на колесах»: да, красиво, футуристично, но это красивая упаковка. Часть новосибирских автолюбителей ставит под сомнение надежность и долговечность китайцев, вспоминая японскую классику.
— Вы сейчас даже попробуйте найти живой «Прадик» какой-нибудь — замучаетесь искать. При том, что вы готовы будете отдать за него 2–2,5 миллиона рублей, что уже немало само по себе. А искать замучаетесь, потому что автомобили, которые чаще всего представлены на рынке, либо после серьезных аварий, либо с очень большим пробегом, — говорит автоэксперт.
За валютой
По кредитным ставкам понятно: если растет ставка рефинансирования, то прямо пропорционально увеличивается и ставка автокредитования. Отдавать 35% годовых за автокредит — это очень дорого.
Для автомобилистов важной статьей расхода также были, есть и будут комплектующие. Для содержания автомобиля необходимо менять масло, колодки и свечи — это программа «минимум». А поставщики расходников ориентируются на курс доллара.
— Доллар пляшет. И самое интересное, что он достиг 107 рублей, например, а потом откатился. Но поставщики уже зафиксировали свою цену, они уже не откатываются назад. И самое интересное, что рост доходов не поспевает за ростом той самой инфляционной составляющей, — резюмирует Вячеслав Ашурков.
Что обещают продавцы?
Всё тот же утильсбор заставляет переживать и продавцов автомобилей, которые завозят иномарки через страны таможенного союза. Например, сбор для физлиц с 1 января 2025 года составляет 1 875 400 рублей — это на 290 тысяч больше, чем в прошлом году. Касается он машин с объемом двигателя более 3 литров.
— Если ты под заказ на себя привозил в прошлом году, то платил 3400 рублей утилизационный сбор. Год должен на этой машине ездить, и только потом мог с ней какие-то операции проводить: продать, подарить. Чтобы сразу продать, то коммерческий сбор заплати. А теперь пригоняешь и автоматически платишь коммерческий утилизационный сбор, а там сумма огромная. Ты себе привез машину, BMW четырехлитровую, полжизни копил на нее, накопил и решил купить — сразу порядка двух с половиной миллионов просто утилизационный сбор платишь. Это помимо растаможки, — комментирует перспективы ввоза автомобилей представитель дилерского центра Николай.
В целом в 2025 году может поменяться сам формат торговли зарубежными автомобилями в Новосибирске. Например, клиентам будут предлагать не выставленные в салоне машины, в которую можно сесть, прокатиться, потрогать, а варианты, которые еще находятся в стране-отправителе.
— Возрастает спрос на дешевые автомобили в ценовой категории до двух миллионов рублей. Всё, что дороже, скорее всего, будем ввозить только под заказ. То есть клиент предметно по фотографии выбирает машину, дистанционно, мы ее выкупаем в Китае. В среднем берем два месяца — он ждет ее, вносит все необходимые платежи, машина приходит. Сейчас завозить машины с планами продавать их уже на месте — это дорого и невыгодно, — признал Николай.
Собеседники НГС в целом прогнозируют переход автомобилей из средства передвижения в категорию роскоши: покупать, ездить и обсуживать станет дорого. Традиционно все участники цепочки купли-продажи автомобилей будут искать возможные пути решения. Но многие уже начали задумываться: а может, выгоднее «подшаманить» свою 20-летнюю Toyota?
Ранее мы рассказывали, как растут цены на бензин.