Мотосезон в самом разгаре, и ни дня не обходится без сообщений об авариях с участием байкеров. В каких-то случаях виноваты сами мотоциклисты, в каких-то — ответственность лежит на водителях автомобилей. Но почти всегда говорят о слишком высокой скорости, с которой ездят «покорители дорог», что и является в той или иной степени причиной ДТП. Далее два примера столкновений с участием мото.
Обычная городская улица, Москва, выделенная полоса для общественного транспорта. Мотоциклист, как это часто делают многие — и байкеры, и водители авто, — движется по этой полосе — может, торопится, объезжает затор. Перед ним резко с правым поворотом перестраивается автомобиль — далее удар, еще удар о столб освещения, мотоцикл разлетается на куски, байкера отбрасывает на несколько метров. Смотрите первый ролик.
Во втором эпизоде мото и авто не смогли разъехаться на встречных курсах на перекрестке. Обоим горел зеленый свет, байкер ехал прямо, автомобилист совершал левый поворот. Всё происходит стремительно: пока автомобиль медленно заходит в поворот, на перекрестке появляется мотоцикл — смотрите видео удара.
Да, в первом эпизоде водитель авто изменил траекторию, то есть создал помеху для байкера, хоть и повернул в разрыв сплошной полосы. Но мог ли он увидеть стремительно летящего «стрейнджера»?
— Мотоциклист, очевидно, виноват сам, и здесь водитель авто, который перестраивался в разрешенном месте (разрыв в разметке, прерывистая линия), ничего не нарушал. В чем причина — мотоцикл ехал слишком быстро по автобусной полосе, водитель автомобиля его просто не увидел в зеркало. На тот момент, когда автомобиль начинал маневр, мотоциклист был слишком далеко, чтобы его можно было заметить в зеркало. Полностью виноват мотоциклист, который не должен был находиться на автобусной полосе и который сильно превысил скорость, — говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Да, мотоциклист ехал по полосе общественного транспорта, чем, естественно, нарушил ПДД. Они ребята такие, достаточно умелые, но всегда торопящиеся. Но оно и понятно, зачем человек приобретает мотоцикл — чтобы не стоять в пробках. Они не задумываются о безопасности. Может, и задумываются, но как-то не очень сильно, — отмечает руководитель службы аварийных комиссаров «Альянс» Оксана Косицкая.
Несмотря на все эти обстоятельства, первая инстанция — разбор в ГИБДД. Райсуд вполне может возложить вину на водителя авто только потому, что он менял траекторию и не предоставил преимущество транспортному средству, движущемуся прямо. А такие нюансы, как движение мото по выделенной полосе, учитывают обычно только вышестоящие суды, иногда дела доходят до Верховного суда РФ.
Во втором случае тем более скорости автомобиля и мотоцикла не так очевидны, у байкера не было явных нарушений. Так что «за всё расплачиваться» придется автомобилисту.
— Во втором случае мотоцикл поехал специально достаточно быстро, чтобы успеть, побоялся, что его могут не пропустить. Но скорость же у нас не измерялась в момент ДТП, — считает Оксана Косицкая.
— Во втором ДТП однозначно виноват водитель автомобиля: почему он не заметил мотоцикл, никаких причин, чтобы его не заметить, нет. Мотоциклист ехал с включенным ближним светом, это просто невнимательность водителя автомобиля, — комментирует Петр Шкуматов.
Какой же вывод? Мотоциклы еще долго будут на наших дорогах, вплоть до поздней осени, то есть 3–4 месяца. Остается только бдительно следить за дорожной обстановкой — вот так: чуть проморгал, словил низко летящего «стрейнджера» и стал виноват.
Кто больше виноват в подобных ДТП?
Почитайте еще, как в узком проезде две легковушки врезались лоб в лоб — у кого же право ехать первым.