Минтранс предложил ремонтировать федеральные автодороги в несколько раз реже. При этом на содержание и ремонт денег будет тратиться больше. По мнению Минтранса, в длительной перспективе это не только позволит сэкономить более 10 миллиардов рублей в год, но и способствует приведению дорожной сети к нормативному состоянию. Проще говоря, согласно этой схеме, редкие ремонты с более солидными денежными вливаниями сделают наши трассы лучше.
Немного странное предложение содержится в проекте постановления Минтранса, недавно опубликованном на федеральном портале нормативно правовых актов. В документе содержатся пересмотренные межремонтные сроки для дорог разных категорий. Так, согласно новым таблицам, автомагистрали первой категории (от четырех и более полос) будут подвергаться капитальному ремонту с полной заменой нижнего и верхнего слоев в два раза реже – каждые 24 года. Обычный ремонт, включающий в себя лишь замену верхнего слоя, будет проводиться раз в 12 лет. Напомним, сейчас это делается раз в четыре года. Дороги пятой категории – обычные, нескоростные в одну полосу, будут чинить раз в пять лет, а «капиталить» – раз в 10.
Для справки:
• дороги I категории – автомагистрали, скоростные автодороги и обычные дороги с четырьмя и более полосами движения;
• дороги II категории – обычные дороги в четыре или две полосы движения;
• дороги III категории – обычные дороги в две полосы движения;
• дороги IV категории – обычные дороги в две полосы движения, с меньшей шириной полос и обочин, чем у дорог III категории;
• дороги V категории – однополосные дороги.
Почему же российские дороги, печально известные своим состоянием во всем мире, решили чинить реже? По данным Росавтодора, увеличение сроков межремонтного периода сегодня возможно в том числе и потому, что ситуация изменилась к лучшему. Проще говоря, дороги, которые строятся с применением новых технологий и материалов, стали более устойчивыми к нагрузке.
Совсем печально было бы, если увеличением межремонтных сроков все и ограничилось. К счастью, Минтранс в своем проекте нашел место и дополнительным денежным вливаниям в федеральные автодороги. Так, например, на содержание однополосной дороги V категории предлагают выделять не 695 тыс. руб./км, а 806. Сумма на обычный ремонт вырастет до 4 738 тыс. руб., а на капитальный – до 12 008 тыс. руб./км.
Поменяются и коэффициенты, используемые при расчете стоимости содержания и ремонта дорог разных категорий. Так, если говорить об автомагистрали I категории, ее капитальный ремонт будет стоить в четыре раза больше – 126 млн руб./км против сегодняшних 31,1 млн, на содержание планируется выделять 4,7 млн руб/км. Помимо этого, добавятся также коэффициенты, учитывающие подкатегорию дороги, количество полос, а также территориальный коэффициент – разный для всех округов Российской Федерации.
Эксперты в дорожном строительстве комментировать предложение Минтранса пока не спешат – просто потому, что оно еще является инициативой, а не реальностью.
По данным Росавтодора, к концу 2016 года отремонтированы и приведены к нормативному состоянию будут 71% федеральных автодорог страны.
«Государство сконцентрировало усилия на том, чтобы к 2018 году отремонтировать все федеральные дороги и повысить их качество до мировых стандартов. Сейчас основной ориентир – привести в нормативное состояние существующую сеть», – сообщил глава Росавтодора Роман Старовойт.
В Росавтодоре подчеркивают: это способствует не только комфортности передвижения по стране, но и безопасности. От качества дорожной инфраструктуры напрямую зависят и показатели аварийности. Говорится, в частности, что за последние три года количество ДТП снизилось на 30%. В прошлом году дорожные службы ликвидировали более 1300 очагов аварийности, что помогло сократить количество погибших в ДТП по всей России на 15%.
Добавим, несколько противоречащая этим данным информация озвучивалась Росавтодором весной 2016 года. Тогда дорожники заявили, что улучшение качества и состояния дорог как раз таки способствует увеличению количества аварий:
«На хорошей дороге водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП», – пояснили тогда в ведомстве.
Насколько лучше стали автодороги в нашем регионе?
Марина Фомина
Фото: Фото Артема Краснова и Олега Каргаполова