![«Сапсан» в огороде. Машинист построил во дворе железную дорогу с поездами — есть даже тепловоз из «Вокзала для двоих» Павел Саичев более 30 лет проработал на железной дороге | Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/da/e0/e4/dae0e447fb53b2f06b25ae7a67bae19d/656x438_1:5583_0bf3d0226ad0f775f042ad82f1a34c3a@2560x1707_0xUYQeSODm_7451812960061586190.jpg.webp)
Павел Саичев более 30 лет проработал на железной дороге
Нижегородец Павел Саичев посвятил большую часть своей жизни работе на железной дороге. Постепенно поезда стали и его увлечением — он начал создавать модели составов из обычных консервных банок. Теперь в огороде у него красуется настоящая магистраль: вагоны ходят по рельсам и шумят почти как настоящие. Наши коллеги из NN.RU побывали в гостях у Павла Саичева и узнали, как из обычных банок и бутылок появляются локомотивы.
Подарок для дочери
Павел Саичев свыше 30 лет проработал на железной дороге: сначала был помощником машиниста, затем — машинистом и даже составителем поездов. Интерес к моделированию у него появился еще в студенческие годы, когда он учился в железнодорожном училище.
— В 1981 году мы проходили практику в депо «Горький-Сортировочный». Я увидел там модель тепловоза. Подумал, что тоже такой хочу сделать. Колеса мне выточили. Остальное сделал из жести, — вспоминает Павел.
![Для вагонов Павел использует консервные банки | Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/14/0d/b3140d65d746343d42883d29510c515d/656x438_1:5583_01a1d88d4e016c157e675e3b12d36450@2560x1707_0xLYJDULRi_3529307551111570562.jpg.webp)
Для вагонов Павел использует консервные банки
Но продолжения увлечение не нашло — из мастерской вагон отправился пылиться на чердак. К моделированию Павел Саичев вернулся только после появления дочери. На день рождения он решил сделать ей подарок своими руками и собрал четырехвагонный дизель-поезд.
— Она еще удивлялась и спрашивала: «Когда ты успел его собрать?» А я делал тайком, пока она в школе была. Интересно ей, конечно, было — диковинка такая. Поезд уже и по кругу ходил. И так я начал собирать: сначала тепловоз большой, потом крытый вагон, и пошло-поехало, — рассказал Павел.
Вагоны из подручных средств
Со временем в огороде у Павла появилась собственная железная дорога. Ее рельсы проходят среди стволов яблонь, а стук миниатюрных колес перебивает кудахтанье кур. На макете всё устроено как на настоящей магистрали — стрелки для перевода направления, светофоры и мосты. Единственное отличие — размер, модели в 50 раз меньше настоящих вагонов.
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/59/85/1f59851c184425ce24efbebd0494c2cf/656x438_1:5583_4b72d30c2a827460768c1ad7a81f017d@2560x1707_0xe6rBd9js_2705443594365401821.jpg.webp)
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/16/78/8b167880ff8a844c280a356b0a2ede54/656x438_1:5583_17eaca6a399823945a97f216679a4e15@2560x1706_0xyTg4puvD_4029570343756125848.jpg.webp)
Как рассказал Павел Саичев, раньше для создания моделей он покупал жесть. Сейчас найти подходящий материал не так просто, поэтому в ход идут подручные средства. Для вагонов использует консервные банки из-под сгущенки, для колес — горлышки от пластмассовых бутылок. А для создания обтекаемой формы модели «Сапсана» пришлось пустить в ход пять штук женских чулок. Что касается самой железной дороги, то рельсы построены из металлических карнизов.
Догадаться об этом секрете моделирования можно, лишь посмотрев на внутреннюю сторону миниатюры: на некоторых элементах, собранных из банок, видны производственные надписи.
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/7a/71/4c7a71ea3fa20212cfe3f94be4cd226d/656x438_1:5583_8c4719eb0718c9a3086dba524f96c873@2560x1707_0xo4ej3Sy9_7784773341728366928.jpg.webp)
Для создания моделей вагонов Павел вдохновляется фильмами и личным опытом работы на железной дороге.
— Этот паровоз — из серии фильма «Трест, который лопнул» (18+). Тепловоз — из фильма «Вокзал для двоих» (12+). Помните, героиня Людмилы Гурченко с дынями сидит, а в кадре поезд? А вот этот вагон из фильма «Неуловимые мстители» (6+), — показывает Павел.
Рассматривая детали поездов в кино, он готовит чертеж. Затем приступает к сборке блоков, сначала — кабина и другие отдельные элементы. Когда каждая деталь готова, состыковывает все части и наносит краску.
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/b1/7a/a8b17a09120318989d30da7c23927544/656x438_1:5583_2b8e6b8ca2d9e69032517485cc458900@2560x1707_0xvIZHIFXT_4472517510824593453.jpg.webp)
В коллекции Саичева уже есть различные модели дизель-поездов, тепловозов, паровоз, скоростной «Сапсан» и даже поезд-снегоуборщик, который чистит рельсы. Щетки убирают снег с путей и отправляют его на ленту транспортера, которая сделана из старой женской сумки.
Самый сложный и долгий процесс, по словам Павла, — изготовление тележек вагонов. Для их создания требуется большое количество мелких деталей и много времени.
— Уж очень много мелочи требуется: пружины, рессоры, тормозные колодки, тормозной цилиндр и прочее. А еще хуже — покраска. Покрасил, и всё слиплось, ничего не видно, — сетует Павел Саичев.
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/92/c5/d0/92c5d02fa236c42b9010cf3c74704903/656x438_1:5583_64b04d7ce64a4df8b857a8c2fd4fab99@2560x1707_0xBS9RVXlA_8779016964107785199.jpg.webp)
Поезда для музея
Всего он создал около 50 вагонов. Часть из них находится на выставке в музее Горьковской железной дороги. Теперь Павел Саичев забирает модели поездов лишь для ремонта.
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/15/f4/0b15f4c041efe1a4b6903c5af118f19d/656x438_1:5583_47afe36b7f4e670956b8628ef3419b4a@2560x1707_0x8PYoB1Y5_6927099702899042883.jpg.webp)
![Источник: Наталья Бурухина / NN.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/eb/38/e1eb3855b364dfd2281fdf6d63b0f09f/656x438_1:5583_2109cb1ccd9031fdcfa6324b124fb1c9@2560x1707_0xt6X6H68k_8633351064496865127.jpg.webp)
Одна из задумок Павла — построить на своей железной дороге сортировочную горку. К работе он обычно приступает зимой, когда появляется побольше свободного времени.
При этом далеко не все вагоны получаются сразу: то подшипник заклинит, то электроника сгорит, то что-то еще треснет. К таким моментам Павел относится философски и ищет, как устранить неполадку, чтобы потом создать более усовершенствованную модель.