![В Новосибирске показали советский самолет Як-40, куда пускают посидеть за штурвалом, — смотрим, что там в кабине пилотов Як-40 выпускался с 1966 года | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/41/b1/d141b1128e85b0ba08df10d8ed235c1b/656x492_1:5593_2375d1f9bb0cb06e4ce8da39e478896d@3000x2250_0xhwxG9vFw_4207235831502784038.jpg.webp)
Новосибирский музей СССР получил самый свой крупный экспонат, который не умещается ни в одном выставочном зале музея, — это самолет Як-40. Самолет достался от Чкаловского авиазавода, он был в полностью разукомплектованном виде, но реставраторы воссоздали обстановку кабины пилотов, покрасили воздушное судно, привели его в порядок. Подробнее — в материале Дмитрия Косенко.
![Заводом выпущено 183 судна | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/ea/4b/e1ea4b9c8a9b7c5025124e91a1ab5b9c/656x492_1:5593_a670a082b9b00b796d2dbd7e7b4a72b3@3000x2250_0xBFJyTGmA_3093446384306905405.jpg.webp)
Як-40 — советский ближнемагистральный пассажирский самолет малого класса, первый полет совершил в 1966 году. Эта машина является первым в мире турбореактивным самолетом - это когда в газотурбинном двигателе энергия топлива переходит в кинетическую энергию струи реактивного сопла.
![Вид на хвостовое оперение | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/c9/b7/f7c9b7c3265bcf1aba588141d6a8a38e/656x492_1:5593_4a622d382176b52b29f01fa4d6c40754@3000x2250_0xMU1KbrJ0_5204795203412341495.jpg.webp)
Як-40 работал на местных авиалиниях, это была весьма распространенная машина, всего было построено 1012 самолетов.
![Этот самолет работал на авиазаводе | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/16/c4/b116c4d5ded4358216fe809e759a4ee6/656x492_1:5593_720bc69c5470e2373397e68ea1a37531@3000x2250_0xU3yIIUAC_1763962159605767758.jpg.webp)
Наш Як-40 в советские годы числился за авиазаводом имени Чкалова и выполнял служебные пассажирские перевозки с аэродрома завода.
![Летал по служебным делам | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/ad/59/b1ad5961ff6e30c009d6613a87bc2da9/656x492_1:5593_f85373eef055ce25dbf867607dc7c792@3000x2250_0xyPYYLZLm_6177113339297277874.jpg.webp)
— Он находился на Чкаловском заводе долгое время, причем очень долгое время был в разобранном виде. Это был служебной разъездной, так сказать, самолет. Он долгое время в девяностые годы летал по разным фирмам, принадлежал разным коммерческим структурам, летал в основном на Север. То есть возил и людей, и грузы, — рассказывает Владимир Курдюмов, руководитель музея.
![Передняя стойка шасси | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/6d/fd/d36dfd22385781ee869fb0057029a077/656x492_1:5593_72dd944b60b184ec38adbce1832fefda@3000x2250_0x6h9wfVON_8765599170302067743.jpg.webp)
По его словам, самолет стоял на месте, а всё, что было в нем, сняли — вплоть до иллюминаторов:
— Мы сюда его привезли и собрали. Полностью собрали кабину, она была просто пустая: туда заходишь — нет стекол, пустая кабина. То есть ставили стекла, нашли приборы, всё скомплектовали, все панели.
![Запчасти покупали через интернет | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/97/52/a9/9752a977790275c1c96550d0087dad7a/656x492_1:5593_0dba718429b25dc8dd678dfdce583da8@3000x2250_0ximWotIG2_1259392696903941802.jpg.webp)
— Запчасти искали через интернет, то есть пишем, смотрим, появляется человек, такие-то приборы есть у него, отправляем деньги. Нашли ребят, которые понимают, как приборы должны стоять, и они всё это скомплектовали, установили, — добавляет он.
![Всё занято приборами | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/99/26/5d9926d2e5b76c486b377fa5055d247d/656x492_1:5593_3dcd4d5669275cc1d36c7a28e1c094f0@3000x2250_0xDBfkCkdN_9431260410499458883.jpg.webp)
В кабине тесновато, львиную часть пространства занимают приборы: различные шкалы, датчики, тумблеры рукоятки и прочее. Как же пилоты знали предназначение каждой кнопочки — их же тут «великие тыщщи»!
![Тут сидит командир | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/6f/25/1b6f25c13bfd98bc0559daf289a6cb91/656x492_1:5593_5eec2b2d3a299f1ed61be0853e7dd433@3000x2250_0xlGDH0g3b_8340696946666364301.jpg.webp)
Рабочее место шофера, простите, пилота — тут слева располагается командир, а по правую руку от него — второй пилот. Штурвал, огромные педали, на месте «коробки передач» — рычаги управления тягой двигателей. Кстати, двигателей тут три — все в хвостовой части фюзеляжа.
![Авиагоризонт показывает крены | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/7b/17/e37b17813663ee132ed1d78d673d89fb/656x492_1:5593_2ecb49c6dabb9fa2ca89eed15bcb5f18@3000x2250_0xJhOWPnJs_9553420043004429496.jpg.webp)
Тот самый указатель уровня положения самолета относительно земли называется авиагоризонт. Смотришь и видишь, какие у тебя крены.
![Решение для хранения | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/9e/21/bb9e217638fba7722f14ca702bdea86c/656x492_1:5593_d22d05d534c1ca82f99292735a3b8df2@3000x2250_0x6dffSbii_2179990139661944350.jpg.webp)
Деревянный декор одного из отсеков для хранения каких-то инструментов.
![Форточки сдвигаются | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/6d/01/1b6d0131d26533427d2442dfe30e5125/656x492_1:5593_79aea8ab12407af389f7696cd7c7946e@3000x2250_0xcddWX8pD_9936921691642619033.jpg.webp)
Форточку можно приоткрыть, если жарко, насладиться легким ветерком.
![Сине-белая ливрея | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/bc/08/bcbc0889ac406799ad08f95c01f7e9ab/656x492_1:5593_219d562d4e31aca5d51b7e2d78131b03@3000x2250_0xHOftm9uX_5456374944225593656.jpg.webp)
Снаружи самолет обновили — подкрасили сине-белую ливрею. В ближайшее время он будет открыт для посетителей музея — можно забраться в эту самую кабину и почувствовать себя пилотом. Для детей это будет, конечно, восторг, если даже взрослые дядьки-строители, попав в кабину, вели себя как мальчишки и снимали друг друга на видео.
![Проход в кабину пилотов | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/56/09/b0/5609b0242d88441bfadd674f31ca2537/656x492_1:5593_feec7f39fbe32feca923c8628e52b5eb@3000x2250_0xJs9pCM9c_8015450316544565967.jpg.webp)
— Это очень хорошо, что мы его сохранили. Объясняю почему: потому что вообще летные экспонаты не пытаются сохранить. И поэтому у нас в перспективе — создать один из ангаров и отдать его под аэрокосмическую тему, — объяснил Владимир Курдюмов.
Почитайте еще, как представительская «Чайка», ГАЗ-13, выпускалась только для заслуженных людей, — показываем экземпляр 1970 года.