![Даже Валя Карнавал и Бузова остались без лайков. Как и почему провалились российские аналоги TikTok и Instagram* Многие из тех, кто привык пользоваться зарубежными соцсетями (которые сейчас запрещены), ни в какую не хотят воспринимать российские аналоги | Источник: Полина Авдошина / Сеть городских порталов](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/61/b1/d061b11ea8800899cef6cdd178e0b075/656x438_1:5553_0f6f34ef6ce341403e1bd03330c4fa6f@1200x800_0x1xE4TglG_8902286931859646647.jpg.webp)
С началом специальной военной операции многие социальные сети стали недоступны для россиян. TikTok не дает блогерам выкладывать новые видео и вести прямые трансляции, а Instagram* и Facebook* заблокировали.
Казалось бы, настал звездный час для соцсетей собственного производства. Но что-то не задалось: многие россияне продолжают сидеть в привычных приложениях с помощью VPN и отечественные аналоги не замечают. А может, о них просто никто не знает?
Наши аналоги TikTok
Сервис Yappy от «Газпром-медиа» — один из аналогов TikTok российского производства, который запустился в ноябре 2021 года. Приложение выглядит приятно и довольно стильно: дизайн выполнен в черно-зеленых цветах, а функционал очень схож с тем, что есть у TikTok. После регистрации приложение сразу предлагает подписаться на нескольких известных отечественных блогеров. Из TikTok сюда перекочевали Анна Хилькевич, Карина Кросс, Валя Карнавал, Юля Гаврилина и другие известные лица. Правда, актива в Yappy значительно меньше, и одни и те же «рекомендации» попадаются в ленте по несколько раз. Но всё же нужно отдать должное тому, что Yappy — достаточно молодое приложение, которое пока что только развивается.
![Источник: Yappy](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/4d/db/9c4ddb8cea19f130e3c8320f7c8fbb43/656x438_1_aa5be45ee91349c2bd73e4cb6740471c@1200x800_0xObztfYqU_4571330771460416216.jpg.webp)
Более популярны «VK клипы». И неудивительно, ведь «ВКонтакте» занимает в России второе место в рейтинге индекса социальных сетей — показателю, который отражает активность пользователей. Для просмотра «Клипов» скачивать отдельное приложение не нужно. Достаточно ткнуть пальцем в значок рядом с мессенджером, чтобы через час опомниться от скроллинга ленты с видео. К тому же личности в «Клипах» обитают именитые — Анастасия Ивлеева, Екатерина Варнава, Павел Воля и даже Ольга Бузова. Поэтому некоторые видео собирают сотни тысяч или даже миллионы просмотров.
![Источник: «Яндекс.Метрика»](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/92/80/0d92806e695a35b7f4ca4ac7dea93fd7/656x257_1_7e1fe580a96d8fde9719cdb51a8dfd73@1280x500_0xE0YGKRlx_8945416990001492737.jpg.webp)
Но как определить, какая из платформ самая популярная у россиян? Например, можно сравнить количество просмотров видео у одного и того же блогера на разных площадках. Валя Карнавал — одна из самых высокооплачиваемых российских тиктокеров, по версии Forbes. Вот как разнятся просмотры и лайки на видео у блогерши в TikTok, «Клипах», и Yappy:
![Источник: Yappy, TikTok, «VK клипы»](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/c8/d0/cfc8d0cd6f7b870156ebf195078e17ee/656x438_1_789ae9dd375fad63f815c1a314d1193c@1200x800_0xtmADPLlQ_2677960242321502300.jpg.webp)
Наша замена Instagtam*
Есть, например, соцсеть Now, которую в конце марта 2022 года разработал бывший сотрудник «Яндекса» Дмитрий Маринин. При установке приложения в глаза бросается логотип, похожий на знак «Вкусно — и точка». Хотя еще до открытия сети фастфуда Now обвинили в плагиате логотипа российского маркетплейса WOSK1147.
![Источник: Now](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/b8/a1/a9b8a1f583a4ce85eb9a2190c1215247/656x467_1_1a6290480b42a68e7703e22f7d3162c0@1108x788_0xsNVLKcrS_5224951510999420820.jpg.webp)
Дизайн приложения практически полностью повторяет Instagram: такая же лента с фотографиями и «историями», которые здесь называются «моментами». В целом соцсети очень похожи, но некоторых функций в Now не хватает. Например, нельзя отметить человека на фото, наложить фильтр на снимок перед публикацией, а настройки конфиденциальности ограничиваются кнопкой «удалить аккаунт». В общем, приложение еще достаточно сырое. Несмотря на это, актив в Now присутствует — в общей ленте посты обновляются каждую минуту, пользователи ставят друг другу лайки и пишут комментарии. И выкладывают сюда то же, что и в Instagram, — котиков, природу и себя.
![Источник: Now](https://n1s1.hsmedia.ru/97/02/2d/97022d0fb2f1f42eddbab2c525418c13/656x438_1_03214025e51c1bbd29abd08c126a13b9@1200x800_0xWPmI9Zgj_7917908972489535066.jpg.webp)
А «Грустнограм», который тоже запустился в конце марта этого года, выглядит совсем по-другому. Здесь нет неоновых иконок и пестрых снимков — все выполнено в суровых черно-белых тонах. Даже загруженные фотографии автоматически «обесцвечиваются» перед публикацией, будто из них вытянули все соки. Такая концепция у «Грустнограма»: вместо лайков — разбитые сердечки, вместо обычного уведомления о подписке — оповещение о том, что пользователь теперь грустит вместе с вами. Но это еще не все. В соцсети есть вкладка «Секреты» — что-то вроде форума, на котором пользователи анонимно могут поделиться переживаниями или задать вопросы. А ответят им не абы кто, а известные писатели и поэты: Пушкин с Лермонтовым или Бурлюк с Маяковским. Такие имена присваиваются анонимным комментаторам «Секретов», и вот что из этого выходит:
![Источник: «Грустнограм»](https://n1s1.hsmedia.ru/69/72/0f/69720fa95505415295375a808df6b97b/656x438_1_12698016a9a366ae4fec022931c10538@1200x800_0x62MWpxZc_1848243109739857256.jpg.webp)
Посты создаются по стандартной схеме: можно настроить формат, контраст и яркость фото перед публикацией, а затем добавить к нему грустную подпись. В этом смысле здесь все примерно так же, как в Instagram. Однако многого еще не достает: нельзя архивировать пост, закрыть профиль от посторонних глаз и залипнуть в «историях» — здесь их просто нет. Хотя зачем они нужны, если можно пообщаться с Есениным?
![Источник: «Грустнограм»](https://n1s1.hsmedia.ru/47/79/51/477951b8b19f8050848f70047964b982/984x1021_1_0bac2b07c3655bc8847b5f8011ecffe8@1080x1121_0x9i9rb9Jp_3941392210644995369.jpg.webp)
Почему об этих сетях почти никто не знает?
На этот вопрос отвечает директор digital-агентства DeltaClick:
— Основная проблема новых соцсетей — их вторичность. Это аналоги уже существующих оригинальных социальных медиа. И пока есть оригинал (а Instagram*, TikTok всё же еще доступны), то аналог всегда будет отставать и по охватам, и по контенту, и по вовлеченности.
Мы видим по поведению аудитории, что люди перешли не в новые сети, а в знакомые, понятные и зарекомендовавшие уже себя медиа, которым они доверяют: «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», те же «Одноклассники».
У клипов «ВКонтакте» была изначально маленькая аудитория и не очень хорошо работали алгоритмы. Но надо отдать должное VK, площадка активно работает над решением этих вопросов. Качество контента постепенно улучшается, количество блогеров растет, как и охваты.
«Аналоги уже существующих соцсетей всегда будут на втором месте. Пользователю интересны новые оригинальные решения, их ждет рынок»
* Meta признана экстремистской организацией, деятельность Instagram запрещена на территории РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».