В Новосибирске уже больше месяца действуют проездные карты «СберТройка». Фотокорреспондент НГС Александр Ощепков одним из первых, еще в декабре 2024 года, купил себе такой проездной, и в результате остался без 331 рубля. Уже после праздников и в начале февраля он пытался вернуть деньги, обратившись в Центр обслуживания клиентов. Читайте в авторской колонке, что из этого вышло.
27 декабря прошлого года после четырех дней обивания порогов разных отделений зеленого банка я сумел получить транспортную карту «СберТройка» с веселым нейросетевым собольком. Сразу же, на радостях, закинул на нее через зеленый же банкомат 300 рублей и надеялся потратить их на проезд после нового года.
Банкомат выдал ошибку с предложением проверить что-то через сутки, на этом все закончилось. Через 24 часа никаких денег на карте не обнаружилось (как минимум об этом говорило приложение «Моя тройка»). Потом наступил Новый год, каникулы.
И вот, в первый рабочий день года, 9 января, я прихожу в Центр обслуживания карт «СберТройка» в отделении банка на Ленина, 59. Стою без пяти минут час в очереди, где огромное количество пенсионерок вспоминают советское детство и, с особой ностальгией, карту предыдущей платежной системы.
Столы со специалистами стоят в углу, сразу за электронной очередью с несколькими специалистами банка в зеленых галстуках, зеленым постаматом и, почему-то коричневым, кофейным вендинговым автоматом. Мой случай уникален — обычная «СберТройка» у меня одного. Вокруг сплошь пассажиры с социальными и студенческими картами.
Стульев для посетителей перед специалистами не хватает. Стоя объясняю ситуацию молодому человеку с уставшими глазами, и в то же время пытаюсь оттолкнуться от соседок по очереди, пытающихся пролезть к столам справа и слева. Заполняю заявление о поиске и возврате «зависших» денежных средств. Делается это, естественно, от руки, причем банковские реквизиты надо вписывать полностью (например, в корреспондентском счете — 9 нулей, пересчитываешь раза по четыре, чтобы не ошибиться).
Молодой человек, поднеся карту к своему телефону, спешит обрадовать, что у меня, оказывается, есть «ненаписанные пополнения» и на карте теперь целых 69 рублей. Оказывается, чтобы «записать пополнения», мне необходимо взять свое устройство на операционной системе Android, обязательно с чипом NFC, и самостоятельно все записать с помощью приложения Сбера. Что делать, если у меня, например, Айфон, или вообще кнопочная звонилка — в инструкции не написано! Обрадовавшись, конечно, задаю вопрос: «А куда делись остальные средства в размере 231 рубля?». История об этом умалчивает, средства обещают отыскать в ближайшее время, а я бегу на улицу за глотком свежего воздуха. По дороге замечаю банкомат и решаюсь кинуть еще сотню — вдруг в этот раз получится? Нет, расстраивает меня банкомат, показывая все ту же ошибку.
Прошел практически месяц. Вспомнив, что десять рабочих дней с момента подачи заявления уже прошли, а Гражданский кодекс не рекомендует юридическим лицам превышать этот срок, иду по уже знакомому адресу в Центр обслуживания. Народу существенно больше, чем в прошлый раз, очередь доходит до кабинета заведующей отделением. В самом банке работают два окна, возле них совершенно никого нет. Зато к столам в углу собралась группа людей человек в пятьдесят, на две трети –– пенсионеры, на треть — студенты.
Центр выглядит уже куда приличнее: столы разместили буквой «Г», на них поставили таблички с номерами окошек, перед столами — стулья. Также появился импровизированный зал ожидания с диванами, где пожилые пассажиры могут скоротать часок-другой.
Занимаю очередь, отправляю стоящую передо мной пожилую пару сидеть на диван. В этот раз стоять пришлось уже час и пять минут. Примерно в середине ожидания выясняется, что с утра в отделении работала отдельная электронная очередь для «СберТройки», но сейчас она, хоть и включена, прикрыта белым листком. Что ж, стоим дальше по старинке. Позже сотрудница скажет, что электронную очередь они сами и отключили, потому что бездушный аппарат дает всего по 10 минут на пассажира, а только на одного меня ушло более тридцати. В конце, уже у столов, выясняется, что образовалась альтернативная очередь, люди начинают ругаться. В общем, все прелести обычной, скажем, поликлиники.
Минуя даму с любопытной собачкой, наконец добираюсь до стула у необходимого мне специалиста. Обрисовываю ситуацию, дама довольно долго переписывается с кем-то в мессенджере и предлагает написать заявление еще разок. Из чего сразу делается вывод, что первое мое заявление с девятью нулями было утрачено. Ну, не беда, пишу второе, но в этот раз прошу поставить хотя бы входящий номер. После некоторого разговора на уже повышенных тонах с еще одной сотрудницей это получается. Мне достается копия с датой и подписью. Хоть какая-то победа!
А на прощание специалист достает из коробочки в углу три карты «Тройка» московского образца (с конями) и протягивает их мне со словами: «На каждой карте по сто рублей». Вежливо пытаюсь отказаться, но карты все равно вручены. Кстати, в приложении они все отображаются с нулевым балансом. Карты хватит на две поездки, а что делать с остатком в 20 рублей –– никто не знает.
Выигран бой, но не сражение. Продолжение следует.
В пресс-службе «СберТройки» извинились за доставленные неудобства и обещали компенсировать затраты.
В конце января на проблемы в работе «СберТройки» обратила внимание новосибирская прокуратура. После этого в пресс-службе объяснили, что делают, чтобы их устранить.