Переход с «Единой транспортной карты» на «СберТройку» в Новосибирской области проходит с отчетливым скрипом. Пассажиры, столкнувшиеся с проблемами при оплате проезда, массово начали жаловаться на внезапно возникшие сложности. Проблемы оказались разными, но, похоже, корень у них один: спешный переход с одной системы на другую. НГС собрал типичные жалобы пассажиров и попытался понять, кто должен за них отвечать (и можно ли с ними справиться).
До свидания, скидки
К концу декабря смена операторов обслуживания транспортных карт в Новосибирске явно вышла на новый уровень. Пока люди переваривали тот факт, что с 1 января 2025 года Единая транспортная карта перестанет действовать в городе, и пытались получить в офисах «Сбера» новенькие транспортные карты (что получалось далеко не с первого раза), преданные пользователи ЕТК и социальных карт обнаружили, что пользоваться ими стало гораздо сложнее. Сложно сказать, насколько характер сбоев был массовым, но пожаловался на них не один и не два читателя.
— Дочь сообщила, что в метро карта школьника не работает, и она не понимает почему. Вечером 23 декабря она не смогла ей расплатиться, пришлось платить банковской картой, — рассказала НГС сибирячка Анна Ш. — Я прочитала в новостях, что надо обращаться в «СберТройку», например, на Ленина, 59. С собой иметь карту и документ, удостоверяющий личность. Получается, я должна отправить 14-летнюю дочь по сути на вокзал, но никаких гарантий, что всё заработает, нет. И главное, пока она до туда не дошла, карта гарантированно не заработает. Не исключаю и вариант, что, когда ребенок придет туда, окажется, что она слишком малолетняя, хоть и с паспортом, и нужно всё же идти с ней и мне.
По словам возмущенной сибирячки, пока ее дочь платит по полному тарифу, то есть в два раза больше, чем за проезд по карте школьника.
— Кроме того, раздражает, что нигде, кроме НГС, я ничего не видела про эту «Тройку», будь она неладна. Почему нельзя заранее проинформировать о смене оператора в метро и другом общественном транспорте? Что делать, если что-то не работает? Почему нельзя устроить так, чтобы вопросы можно было решать прямо в метро, а не отправляясь к черту на рога вне обычного маршрута? А также какого рожна не работает транспортная карта школьника, которая работала до этого исправно восемь лет? — недоумевает женщина.
Еще одна новосибирская мама Екатерина П. рассказывала, что ее дети не могли оплатить проезд социальной картой, при том, что ее уже перевели в систему «СберТройка».
— У меня социальная карта ребенка из многодетной семьи. Сейчас декабрь — ёлки, экскурсии с классом. Карта понадобилась, но ни старший, ни младший не могут оплатить проезд ею. В «Тройке» сказали, что мои карты не видят, хотя вчера лично я была в «Пассажиртрансснабе» — там сказали, что льгота у меня есть, данные все были переданы в «Тройку», — пожаловалась Екатерина.
Возникли вопросы не только у родителей школьников, но и у пенсионеров.
— «Сбер» категорически отказывается пополнять существующие социальные транспортные карты пенсионерам. Якобы из-за отсутствия информации, — возмутилась сибирячка Альбина.
На какое-то время новосибирцы также лишились возможности сэкономить при пересадке с одного вида транспорта на другой. То, что сетевых поездок теперь нет (по крайней мере, пока), заранее знали не все пассажиры.
Евгений раньше пользовался Единой транспортной картой онлайн, и вторая поездка для него была бесплатной, что прилично экономило бюджет. Новая система резко ударила по его кошельку.
— Подключил к своей карте «Мир» карту жителя Новосибирской области, выбрал тариф, где скидка 1 рубль, сегодня проехал на трамвае, и с меня сняли оплату без скидки, хотя в приложении написано, что услуга активна, — пожаловался житель Новосибирска Евгений. — Платил в трамвае № 8, после пересел на трамвай № 18 — оба раза сняли по 40 рублей, никаких скидок. Платил своей картой «Мир», которую привязал к карте жителя Новосибирской области, тариф для скидки также был подключен.
О том, что сетевые поездки планируют сохранить, ранее рассказывали в областном Минтрансе
— По информации, предоставленной мэрией Новосибирска, в связи со сменой оператора предусмотрено сохранение тарифа «Сетевая поездка» при применении в качестве оплаты проезда карты жителя Новосибирской области, — сообщали в министерстве. — В настоящее время оператором ООО «СберТройка» прорабатывается техническая возможность реализации тарифа «Сетевая поездка» с оплатой проезда картой жителя Новосибирской области с 1 января 2025 года.
Что не так с пополнением старых карт
Сравнивая различные жалобы, становится понятно: проблемы у пассажиров, несомненно, разные, но растут из одного корня — стремительного «бесшовного» перевода пассажиров с одной системы на другую.
Чтобы понять, связаны ли проблемы Анна, Екатерины и Альбины, НГС обратился в ООО «СберТройка» и в Новосибирский метрополитен.
По мнению представителя компании «СберТройка», технических проблем при пополнении социальной карты быть не должно, и если клиентка предоставит им конкретику, они разберутся в причинах отказа.
Что касается ситуации, в которой оказалась дочь Анны, представители метрополитена затруднились назвать точную причину и однозначно сказать, связан ли локальный случай с переходом.
— Других [подобных] обращений к нам не было. Но надо понимать, что жалобы идут не к нам, а в два call-центра: в Сбербанк и в call-центр «Пассажиртрансснаба», — сообщили в Новосибирском метрополитене. — [По конкретному случаю] будем выяснять, что произошло. Бывает, что карта в стоп-листе, а бывает, что проблемы с оборудованием [на станции].
Тот факт, что для многих пассажиров, включая и Анну, переход с муниципальной системы на федеральную «СберТройку» стал внезапным, по словам пресс-секретаря Новосибирского метро, к подземке отношение не имеет.
— Информационным оповещением занимается Минтранс, работа началась не вчера, — объяснил он. — На данный момент идет аудиооповещение, скоро появятся плакаты.
Не трогай «Тройку» — она на новый год
Пока подавляющее большинство пассажиров пытались разобраться с уже имеющими картами, читатель НГС Александр с упорством, достойным лучшего применения, пытался положить деньги на новенькую «Тройку». Квест оказался трудновыполнимым.
— 300 рублей на карту «СберТройка» я положил еще в понедельник, 23 декабря, через банкомат. Он показал, что у меня есть загадочное «незаписанное пополнение». Подождал сутки, но деньги не появились, — рассказал он. — Тогда я позвонил на горячую линию линию «СберТройки» и спросил, куда пропали мои 300 рублей. Оказалось, чтобы пополнить карту, нужен телефон на андроиде с NFC и «Сбербанк онлайн». Если у тебя его нет, предлагают взять у родственников.
Near Field Communication (NFC) — «коммуникация ближнего поля», технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. NFC-ридеры в настоящее время не работают на устройствах Apple в России.
В надежде, что другой оператор окажется более сведущим, Александр вновь позвонил на горячую линию (на этот раз звонок он записывал, а запись предоставил в распоряжение редакции НГС), но второй оператор вообще не смогла ему помочь: предложила подождать ответа на его письменное обращение.
Уже третий оператор, рассказал Александр, предложила ему пополнить счет «Тройки» через сайт карты жителя Новосибирской области, а по поводу возврата зависших 300 рублей обратиться в Центр обслуживания карт. Правда, привязать к карте жителя Новосибирской области можно только карту «Мир», которой у Александра тоже не оказалось.
Новосибирец отправился в Центр поддержки транспортных карт — уже не из желания пользоваться карточкой, а из интереса, какие препятствия ждут его дальше.
— Сейчас в этом центре поддержки транспортных карт работница прямым текстом мне сказала: «Зачем вам эта транспортная карта? Ни льгот, ничего на ней нет… Пускай вам деньги вернут, и черт с ней», — со смехом закончил описывать свою злоключения мужчина. — «Тройкой» пользоваться уже точно не буду — очень неприятный опыт с самых первых дней. Рассчитываться обычной банковской картой куда проще и удобнее.
Чтобы понять, как пополнить «Тройку» пассажиру с картой Visa и «Айфоном», редакция также обратилась в компанию «СберТройка». Пресс-секретарь подтвердила: любителям «яблочной» техники придется платить за проезд как-то иначе.
— Записать пополнение на карту «Тройка» можно с помощью мобильного устройства с функцией NFC (Android). На телефонах с iOS это сделать невозможно, так как 2 марта 2022 года компания Apple прекратила поддержку NFC в России, — объяснила она. — При пополнении карты через банкомат Сбербанка необходимо сразу приложить карту к NFC-ридеру. Если пополнение через терминал не прошло, пассажиру следует обратиться к сотруднику Сбербанка в офисе, где проводилось пополнение. Сотрудник банка сможет внести запись о пополнении на транспортную карту.
Ранее НГС спросил экспертов, с чем связана спешная смена операторов обслуживания транспортных карт, и получит от нее выгоду.