Житель Юрги Олег Гусаков стал жертвой собственной невнимательности и доверчивости в новосибирском автосалоне «Локо-Авто». Он хотел поменять свою машину Lada Largus на новенький Renault с помощью трейд-ин в кредит с ежемесячным платежом до 15 тысяч. По факту ему продали автомобиль в 1,5 раза дороже, чем у производителя, в неподъемный кредит. На самом деле Гусаков стал одним из многих пострадавших от автосалонов с мошенническим уклоном, действующих по всей стране. Рассказываем, как устроена схема обмана потребителей и что можно предпринять, если кабальные договоры уже подписаны.
Хотел обновить машину — стал пешеходом
— Мы с супругой попали в очень сложную жизненную ситуацию из-за нашей доверчивости, и пути решения пока не видно. Наша вина в том, что мы несерьезно обдумали свой шаг, поверили недобросовестным людям и попали в их капкан. В конце августа мы увидели объявление о продаже нового автомобиля на сайте «Локо-Авто», позвонили по телефону и договорились о визите в автосалон. Устно нам обещали выгодный автокредит через трейд-ин под 7%, комплект зимней резины и КАСКО в подарок. Нас с супругой обрабатывали более десяти часов — я подписал документы, практически не читая, уехал я в 12 ночи на новом автомобиле, правда, без зимней резины, — рассказывает Олег Гусаков, приехавший в салон «Локо-Авто» из Юрги для того, чтобы купить себе новую машину.
Лишь по возвращении домой сибиряк внимательно прочитал и осознал условия подписанных им документов. Свой Largus он продал автосалону за 400 тысяч рублей, которые пошли в качестве первого взноса за Renault Duster New (покупка обошлась в 1,9 миллиона рублей в кредит под 14%). Ни обещанной зимней резины, ни бесплатного КАСКО он не увидел. Зато Гусаков стал обладателем довольно странной страховки (в кредит) с неадекватной премией страховщику.
Расторгнуть договор с «Локо-Авто» у мужчины не вышло. Он не пользуется новым автомобилем, а пытается его продать. Оставшийся без своего Lada Largus сибиряк за счет реализации нового Renault Duster New будет частично гасить не подъемный для него кредит с ежемесячным платежом в 24 тысячи рублей.
Обновлено: после выхода этого материала «Локо-Авто» ответил на запрос НГС по ситуации с Гусаковым. В компании напомнили, что документы Олег Гусаков подписывал в трезвом уме и доброй памяти. Его даже приглашали для урегулирования проблемной ситуации по почте, однако «получателем было отвергнуто получение письма согласно отслеживанию отправления АО "Почта России"», следует из ответа НГС. Сам Гусаков заявил, что никакого письма не получал.
На сайте «Локо-Авто» Renault Duster New предлагается по цене от 536 тысяч рублей. Корреспондент НГС позвонил в автосалон, где ему пояснили, что без трейд-ин машина в минимальной комплектации обойдется в 636 тысяч рублей с зимним комплектом шин и КАСКО в подарок. Но такая цена и бонусы — только при покупке в кредит, как уточнили, ставка по нему составит 2–7% годовых. Также корреспонденту сказали, что «Локо-Авто» — официальный дилер Renault. Редакция располагает аудиозаписью этого разговора.
Отметим, что приобрести автомобиль за наличку в салоне «Локо-Авто» не получится: вам скажут, что нужного автомобиля в наличии нет. Целью дельцов является оформление кредита, причем максимального дорогого, от 14% и выше (обещанными 2–7% тут и не пахнет), с дополнительными услугами непонятного содержания и страховкой.
По телефону горячей линии Renault НГС сообщили, что ООО «Тайга» не является их официальным дилером, и уточнили реальную (рекомендуемую) стоимость купленного Гусаковым Renault Duster New: на август 2021 она составляла 1 миллион 279 тысяч рублей, то есть наценка новосибирского автосалона составила примерно 50%.
Мутные партнеры и дополнительные услуги
Другой клиент «Локо-Авто» Михаил Клепиков рассказал НГС, что ему по телефону обещали новую Kia Soul с ежемесячным платежом в 15 тысяч.
— Уже в салоне мне сказали, что кредит будет оформлен на пять лет и выплачивать по нему придется ежемесячно по 18 тысяч рублей. Для меня это было достаточно напряженно, но я согласился. А когда приехал домой и с лупой прочитал всё, что написано мелким шрифтом, обалдел: кредит на меня выписали на семь лет, и ежемесячный платеж — почти 25 тысяч! — возмущается Михаил Клепиков.
Только после оформления всех документов Михаил заметил среди них банковские страховки и два сертификата на дополнительные услуги «Защита прав трудящихся» и «Автопомощник» от компаний «Авто-Решения» и «Автоэкспресс» общей стоимостью 200 тысяч рублей. От страховок Клепикову удалось отказаться, своевременно написав заявление в банк.
С дополнительными услугами оказалось сложнее: в добровольном порядке партнеры «Локо-Авто» отказались расторгать договоры и возвращать деньги. Потребитель выиграл у них суд, однако выплат по судебным решениям пока не последовало.
По словам администратора группы пострадавших от «Локо-Авто» в WhatsApp Екатерины Диденко, в сообществе состоит более дюжины человек, на днях к нему присоединились еще двое. Несколько участников выиграли суды по расторжению дополнительных услуг, однако выплаты по решениям судов не осуществляются.
— Общая стоимость сделки вышла в 1 миллион 640 тысяч: автомобиль плюс сертификат «Автопомощник». «Локо-Авто» перевел в банк, где я брала кредит, 1 миллион 530 тысяч. Мне не удалось вернуть 48 тысяч рублей, также я в качестве платежей по кредиту заплатила банку 75 тысяч. Так что мне эта история обошлась в 123 тысячи. По сравнению с остальными я еще легко отделалась, — рассказала НГС Екатерина Диденко.
Накануне наши коллеги из E1.RU пришли к выводу, что «Локо-Авто» входит в федеральную сеть мошеннических автосалонов. Это целая империя по обману жителей всей страны. У них одинаковые сайты, юридические лица и с точностью до запятой и совпадающие способы вытрясти из клиента деньги и загнать его в кредиты.
Можно ли разорвать договор и вернуть деньги
НГС побеседовал с ведущим юристом компании «Финправ» Олесей Трошиной, представлявшей интересы нескольких покупателей салона «Локо-Авто», для краткого ликбеза по регламенту действий, когда договор купли-продажи уже оформлен.
— Расторгнуть заключенный договор, если автомобиль новый, практически нереально. В документе в договоре «Локо-Авто» есть пункт, согласно которому клиент в добром уме и здравой памяти соглашается на сделку. После предоставления этих документов в суд (включая акт приема-передачи автомобиля) выиграть процесс вряд ли удастся. В досудебном порядке — тоже: автосалон не пойдет на это. С б/у автомобилем шанс расторжения есть, но если машина в ненадлежащем техническом состоянии. Есть клиенты, которые не смогли доехать до дома на только что приобретенном ТС. Нужно написать претензию с требованием о расторжении договора/компенсации трат на ремонт или восстановление автомобиля в связи с его неисправностью, — говорит Трошина.
В случае, если требование о возврате денег или компенсации ремонта неисправного б/у автомобиля не удовлетворят добровольно, есть шансы взыскать нужную сумму плюс штраф в судебном порядке. Однако тогда нужно быть готовым понести временные расходы на экспертизу состояния ТС (от 30 тысяч рублей), без нее выиграть не получится.
— Вернуть деньги за навязанные дополнительные услуги можно в случае своевременного обращения с таким требованием, но есть нюансы. Действовать нужно оперативно в течение нескольких дней после заключения договоров (по страховке на это есть две недели). Главное, не повторить ошибку некоторых клиентов «Локо-Авто», которые адресуют претензии в сам автосалон (ООО «Тайга»), хотя получателем денег за дополнительные услуги и их исполнителями являются третьи лица (например, за «Дорожную карту» отвечает ООО «Авто-Решения»), — продолжает Трошина.
В случае отказа в расторжении договора дополнительных услуг нужно обращаться в суд: есть положительные примеры в практике. С тех же «Авто-Решений» новосибирец взыскал 175 тысяч рублей (стоимость «Дорожной карты»), 3 тысячи — в качестве компенсации морального вреда и еще почти 89 тысяч — за отказ удовлетворить законное требование потребителя. Другой клиент взыскал стоимость договора юридического сопровождения с ООО «Ларгус», плюс почти 100 тысяч рублей — за отказ расторгнуть договор по требованию потребителя.
— Однако нет никаких гарантий, что все эти «Авто-Решения», «Автогаранты», «Ларгус» и прочие не ликвидируются в любой момент для неисполнения судебных решений, — подытожила Олеся Трошина.
Ранее в поле зрения НГС попал автосалон «Сибирь Авто», сотрудники которого действуют по схожей с «Локо-Авто» схеме. Подробности — в материале «Развод на авто: кто стоит за автосалонами, откуда люди выходят с безумными кредитами на переоцененные машины».