В пьесах сибирячки Ольги Степновой играют известные российские и польские актеры. По сценариям, которые она пишет в соавторстве с мужем Дмитрием Степановым, снимаются сериалы для федерального канала «Россия». А в качестве разминки перед вступлением в драматургию Ольга написала 13 детективных романов. Но несмотря на признание и принадлежность к творческой среде, Дима и Оля — совершенно нетипичная пара. О том, как любить друг друга 20 лет подряд, находясь 24 часа рядом, — в материале SHE.
Справка: Степнова Ольга — писатель, драматург-сценарист, родилась в Новосибирске, закончила факультет журналистики ТашГУ. Степанов Дмитрий — муж, соавтор и вдохновитель, родился в Бийске, неоконченное высшее (НГУ). За 11 лет писательской карьеры Ольга вывела в свет 13 иронических детективов, 6 пьес, стала участницей десятка сценариев для кинопроектов, идущих по телеканалу «Россия» («Солдаты», «Хвост», «Невидимки»). В браке 20 лет.
Как вы познакомились?
Ольга: У нас служебный роман, переходящий в производственную драму. Познакомились мы в рекламном агентстве. Я там работала журналистом, а Дима пришел копирайтером. Диме было 23 года. Я же на 7 лет его старше, тетенька такая серьезная, замужняя и с ребенком. И, разумеется, ни о каких отношениях с молодым патлатым охламоном не помышлявшая. Но руководство сказало: «Вот тебе новенький, введи его в курс дела». И ровно через год, в январе, мы поженились.
Разницу в возрасте ощущаете?
Дмитрий: А как ее ощущать?
О.: Прямо перед знакомством с Димой я слушала какую-то радиопередачу, в которой серьезным мрачным голосом сообщили, что идеальная разница в возрасте — когда мужчина на 7 лет младше женщины. Я тогда лишь посмеялась.
Кто кого позвал жениться?
О.: Дима позвал. Я вообще замуж не собиралась. Я уже там бывала.
Д.: Пришли в загс, говорю: «Пожените нас, пожалуйста». Приемщица заявлений заглядывает в Олин паспорт и диву дается: «Девушка, вы сначала разведитесь с прежним мужем, а потом снова замуж идите…».
О.: Первый брак на тот момент был исчерпан, вместе мы не жили и даже не встречались. Я без проблем развелась, и мы устроили с Димой простую студенческую свадьбу. Я была самой экстравагантной невестой: в черном платье с чернобуркой на плечах.
Д.: Кстати, когда мы пришли регистрироваться, оказалось, что про нас забыли: загс закрыт, все работницы ушли на обед. Мы стоим с друзьями, недоумеваем. Прибежала, наконец, какая-то тетенька запыхавшаяся, и с извинениями по-быстрому нас расписала. Мы попросили не включать нам марш Мендельсона. Она так растерялась, что с перепугу поставила песню Ирины Аллегровой «Младший лейтенант», так мы и вышли из загса.
Ольга, как складывались отношения Димы с вашей дочерью от первого брака?
О.: Он быстро нашел общий язык с 9-летней Мариной. Они сразу же сговорились и убедили меня завести пекинеса. А еще Дима развил у нее способности к рисованию, так же как у меня к написанию романов.
А сейчас вы встречаетесь с детьми?
Д.: Мы нетипичные дед с бабкой. (Смеются.) У нас бесконечные дедлайны. Дочь с внуком сами навещают нас с конфетами.
Почему, выйдя замуж за Степанова, Ольга стала Степновой?
О.: Когда мой первый детектив взяли в производство, редактор позвонил и сказал: «Оля, автор Степанова уже есть. Надо придумать псевдоним». Пришлось убрать из фамилии одну букву. Хотя в титрах все время путают и вставляют ее обратно.
Есть мнение, что в творческой семье «гений должен быть один». Один творит, другой поддерживает. А вы как считаете?
О.: Дима назначил гением меня еще в начале нашей совместной жизни. Нашел мои рассказы, сочиненные «в стол», заставил написать первый роман. С тех пор он меня поддерживает и взращивает. Стал соавтором: разрабатывает сюжет, а я — диалоги.
Как вам работается вместе?
О.: Когда двое людей закрыты в замкнутом пространстве и все 24 часа вместе, это производственная драма. Но… Как уже быть порознь, я не знаю. Я теряюсь без него.
Кто у вас готовит?
О.: Дима. Причем потрясающе. Уже в 23 года умел готовить плов по всем правилам. Увидела парня с пловом, и все — растаяла.
Д.: Плов и блины — мои фирменные блюда.
Кто больше зарабатывает?
О.: Мы же соавторы, получаем один гонорар на двоих. Но я в финансы вообще не заглядываю. Финансами заведует Дима.
А кто и как тратит?
О.: Я люблю покупать украшения и часы. Все продавцы местных магазинов меня уже знают. А Дима коллекционирует гитары. У него их 13 штук.
Д.: Оля купит себе колечко, добреет… (Улыбается.)
Кто еще есть в вашей семье?
О.: Есть попугай по кличке Степа и два шотландских кота. Попугая мы купили в кризисный 2008 год. Увидели его в зоомагазине голодного, злого — решили спасти. Заняли у знакомого художника 30 тыс. руб. и купили. И с той поры все как поперло: и заказы, и деньги появились. А коты — это побочный эффект «Фейсбука». Насмотрелись на котиков в Сети и понабрали.
Кто из вас решает, кого из героев фильма казнить, миловать, женить?
О.: Это очень тонкий момент! В работе очень важно слушать друг друга. Если одного сценариста что-то смущает в герое или сюжете, обязательно нужно обсудить и найти решение.
Совпадают ли ваши взгляды на отдых — или один на Алтай, а другой на Мальдивы?
О.: Мы очень совпадаем по уровню домоседства.
Д.: Путешествия мне не нужны. Мне нужен дом. Как сказал Пол Ньюман: «Лучшее путешествие — от телевизора до холодильника с пивом».
О.: Мы не путешественники вообще. Стоит Диме сесть в самолет, как он начинает переживать: где мой диван, где моя машина? А я так наездилась в юности, что сейчас уже не хочу.
Как же вы отдыхаете?
О.: Когда я начала писать романы, поняла: самое главное — научиться отключаться, иначе крыша съедет. Легла, отключилась, сплю. Была у нас еще и дача. Но мы уже в нее тоже наигрались. Я капусту сажала: выходила в огород на каблуках, с маникюром и макияжем. Соседки возмущались…
Ради чего тогда вы работаете?
О.: Ради удовольствия. Счастье — это хобби, за которое тебе платят. Работа ради работы — это кайф. А работать ради отпуска — это застрелиться.
А друг от друга отдохнуть?
Д.: Зачем?
О.: Ну если устанем, разбредемся по разным комнатам — отдохнем.
Что сами смотрите и читаете в свободное время?
О.: Из последнего очень понравились «Оттепель», «Прощай, любимая», «Склифософский». Из книг перечитываю Ремарка, Жоржи Амаду.
Д.: Я посмотрел «Игру престолов», «Настоящий детектив», «Касл».
Ссоритесь ли вы?
Д.: По-разному бывает. Я по молодости, помню, две гитары о стену разбил.
О.: Можем покричать друг на друга, а потом пойдем — чаю вместе выпьем, успокоимся.
Кто первый идет на примирение и зовет пить чай?
О.: Чаще Дима. Он вообще такой зайка… Про которого говорят: «Настоящий мужчина даст женщине проораться, подождет, когда она успокоится, и продолжит любить ее дальше».
Насколько вообще устойчивы союзы творческих людей?
О.: Когда слава не волнует, когда получаешь удовольствие от самого творческого процесса — тогда все хорошо.
В чем секрет ваших отношений и удачного брака в целом?
О.: В умении уступать и в чувстве юмора.
Галина Ахметова
Фото Анны Золотовой (1), из семейного архива предоставлены Ольгой Степновой (2, 3)