Профессия психотерапевта или психолога долгое время многими считалась профессией дармоеда. Мол, сидит человек, разговаривает с тобой по душам (а больше слушает), да еще и деньги за это получает. «Обществу нужны только психиатры, которые лечат душевнобольных, а мы-то — здоровы», — считают такие люди. Александр Буцких занимается «дармоедством» уже 20 лет. В откровенном интервью he известный в городе психотерапевт рассказал об опасностях своей профессии для мужчин, «служебных» романах с пациентами, найденном им смысле жизни и формуле идеальной жены.
Справка: Буцких Александр Алексеевич — психотерапевт, психиатр и нарколог. Директор Центра психотерапии доктора Буцких. Родился в Кемерово 27 марта 1965 г. По профессии — психотерапевт. Женат. Двое детей.
Карьера, работа и деньги
Считается, что психологи и психотерапевты — дармоеды, которые получают деньги ни за что… Сталкивались с таким?
Мне иногда об этом говорят пациенты — или намекают, или открыто. Но сейчас отношение к этой специальности изменилось. Я работаю 20 уже лет, и за это время люди стали относится к профессии более уважительно.
Чем отличаются психиатр, психотерапевт и психолог?
Психотерапевт и психиатр — медицинские специальности, врачи. Психологи — люди в основном без медицинского образования. Отличаются и подходы к работе. Психиатры работают в психбольницах с грубой патологией, как правило, с помощью медицинских препаратов. Психотерапевты — лечат душу без каких-либо препаратов. Работают с разными пациентами — как простыми, так и сложными. А психологи чаще всего преподают и занимаются диагностикой.
А еще есть психоаналитики…
Это, я бы сказал, элита всех профессий, которые начинаются на «пси» (есть такое выражение). По крайней мере, так на Западе. У нас они, по сути, те же психотерапевты.
Среди психологов и психотерапевтов есть конкуренция, клановая борьба?
Психологов сейчас масса. Поэтому конкуренция неизбежна. А насколько реальны такие предложения — непонятно. Вот у меня знакомая написала на бумаге «Психологический центр» такой-то, повесила — это центр. Сегодня он есть, а завтра нет. Есть жесткая идеологическая конкуренция. Одни занимаются гипнозом в разных формах, у других — психоаналитические подходы, а у третьих — эклектика, когда люди занимаются чем-то, что сами объяснить чаще всего не могут.
Ваша деятельность прибыльная? От чего зависит зарплата? Вот у рабочего на заводе зависит от количества и качества изготовленных изделий, а у вас?
Не очень прибыльная. А платят у нас люди за время. То есть за услугу, но услуга измеряется в конкретном времени. На Западе это высокооплачиваемые специалисты. Но у них там есть культура отношения к медицине и психотерапии, которая существует более 100 лет. Плюс у нас еще невысокая платежеспособность людей (в сравнении с Западом). Я как-то поспорил с тем, кто сказал, что у нас берут много денег. Как же много? Я просто знаю, что в Москве стоимость моих услуг была бы минимум в 3 раза больше. А у нас услуга психолога может стоить даже 200–300 руб.
Как же пациенту понять, кто перед ним — тот, кто просто «пудрит» мозги и берет деньги по часам, или действительно профессионал?
Это сложный вопрос. Иногда у меня спрашивают родственники каких-то рекомендаций, я не работаю с родными и я затрудняюсь ответить. Обычно так говорят: надо пообщаться со специалистом и, если он очень понравился или очень не понравился, тогда стоит к нему идти. Я бы еще оценил стаж работы и образование.
На что лично вам сейчас не хватает денег?
На вертолет… На жизнь хватает. Я ж не только психотерапевт, а еще занимаюсь лечением зависимостей, что называется кодированием. У меня патент на лечение зависимостей — алкогольной, табачной, наркотической, игровой и лишнего веса, а второй патент — на лечение сложных душевных состояний авторским методом.
Что это за «авторский метод»?
Вообще, я не сторонник кодирования. В узком смысле это применение гипноза в любых формах, которое чем-то подкреплено — уколом или чем-то еще. А в широком — это все формы лечения зависимости. Я противник гипноза и придерживаюсь психоаналитических взглядов. А психоанализ начался с того, что Фрейд принципиально отказался от гипноза. Мое лечение основано на психотерапии и применении современных приборов-аппаратов — КВЧ-терапии (электромагнитные волны крайне высокой частоты).
Что для вас значит карьера?
Это сложный вопрос. То, чего я планировал, — добился. Теперь только получить опыт работы за рубежом и открыть современную клинику. Были предложения создать свой центр в Чехии и Германии.
Как нужно относиться к карьере, чтобы не попасть в стрессовую ситуацию от возможно нереализованных желаний?
(Смеется.) А это — вечный вопрос. Парадоксом отвечу: может, гораздо серьезнее проблема возникает, когда человек добивается своих целей. И встает проблема: что делать дальше? Говорят же — хочешь сделать человека несчастным, дай ему все. Поэтому я бы посоветовал ставить более долгосрочные цели, чтобы можно было к ним постепенно идти.
Были случаи, когда вы сами ходили к психологу?
Не раз такое бывало. Это требование профессии — надо быть в форме, так как нагрузка серьезная. Я работал в одной клинике непрерывно по 10–12 часов в день без приема пищи, мог лишь отлучиться в туалет. На Западе это нормальное требование для психоаналитиков — самим проходить тренинги. И с личными проблемами мне приходилось обращаться. Думаю, что если сам специалист не смог решить свои проблемы, то может ли он разрешить чужие? И если у него была достаточно благополучная жизнь, поймет ли он проблемы другого?
Считается, что в психотерапевты идут люди, кто имел какую-то психологическую травму… Какая травма вас привела в эту профессию?
Ну, комплексы и проблемы есть у всех. Здоров человек только, когда проходит учет в водительской комиссии. Конечно, многие выбирают такие специальности, бессознательно или сознательно, для того, чтобы облегчить свое душевное состояние. У меня такой явной проблемы не было, наверное… Трудно сказать. У меня все было по-другому — я после школы поступал на философский факультет: меня интересовали вопросы, связанные, скажем так, со смыслом жизни. Но потом мне посоветовали стать врачом — получить более серьезную профессию.
А смысл жизни нашли? В чем он?
Наверное, нашел… Но сказать о смысле жизни словами — сложно. Думаю, смысл жизни — в любви. В любви вообще — к миру, к людям, к себе, к природе, детям, женщинам…
Любовь к Родине
Родина для вас — это?..
Для меня это территория, где я прожил большую часть жизни, — Западная Сибирь. Не могу сказать, что Родина — Кемерово или Новосибирск, для меня и Томская область, и Алтай — Родина. Если шире — то и вся Россия. В общем, это место, где я живу. Хотя мне интересен весь мир.
Какой диагноз поставите тем, кто считает, что отсюда надо быстрее уезжать?
Карл Густав Юнг называл эмигрантов, кто уезжал в другие страны, призраками. Юнг жил всю свою жизнь примерно в одном месте. Зигмунд Фрейд прожил в одной квартире практически всю жизнь, а после того, как уехал в Англию, вскоре умер. Существует некая интимная связь с почвой, с людьми общего менталитета, местной историей, общим языком… Отъезд за рубеж — очень радикальный опыт. Я бы мог туда уезжать только временно — по работе. Те, кто стремится уехать, скорее всего, люди амбициозные. Они хотят чего-то добиться и считают, что не могут реализовать себя здесь. Хотя здесь присутствуют и такие инфантильные настроения. Есть такое детское желание — «попасть в сказку», когда человек предполагает, что он уедет в Москву и там все будет по-сказочному. Но я убежден, что там человек столкнется с теми же проблемами, которые у него были здесь.
Мужская дружба
У вас много настоящих друзей?
Не много. Все из прошлого. Я здесь живу 12 лет, и я довольно общительный человек, но даже хороших знакомых у меня здесь очень мало. В таком возрасте люди, как правило, неохотно сходятся.
Ваши знакомые пользуются тем, что вы психотерапевт?
Бывает… Здесь сложно отделить, где кончается «просто общаются» и начинается «пользуются». Но явного использования нет.
Ради друга приходилось — в огонь и воду?
В горах, когда я занимался горным туризмом, приходилось бывать в ситуациях на грани риска для жизни.
Вас предавали?
(Задумался.) Ну, да… Такое, к счастью, было не часто в жизни. Приходилось собираться с силами и прощать того человека, который предал. Это очень облегчает жизнь и позволяет освободиться от ситуации. То есть, несмотря на то что было, продолжать относиться к людям с доверием.
Женщины, семья
У вас были отношения с вашими пациентками?
Никогда. Я убежденный противник этого. Но такое в профессии случается. Вот была семья, они уже уехали из Новосибирска, когда психоаналитик женился на своей пациентке. Причем она ушла из семьи и оставила детей. Я знаю и случаи, когда психотерапевты вступали в связь с пациентами, и у последних развивался психоз.
Ваша профессия к таким связям располагает…
Да, человек приходит к специалисту, доверяет ему интимные и очень важные отношения, и возникают такие детские чувства, которыми легко воспользоваться. Но это — недопустимо, сродни инцесту. Такие чувства могут возникнуть не только у пациентки, но и у пациента.
То есть пациент-мужчина, пришедший к специалисту-мужчине, может испытать к нему сексуальные чувства?
Да, у мужчины могут возникнуть такие же чувства — чувства обожания, симпатии. Аналитик просто выступает в роли родителя, поэтому пол, возраст пациента значения не имеют.
Как вы познакомились со своей женой?
Мы познакомились на свадьбе близких приятелей. Это было романтично и красиво…
Если у вас возникают в семье какие-то проблемы, вы начинаете их профессионально разбирать?
(Улыбается.) Все равно это присутствует. Я ж не могу свой интеллект отключить. Но я все же стараюсь по возможности общаться как обычный человек, а не специалист.
Какова роль женщины в семье?
Один философ сказал, что кармическая роль женщины — изменить мужчину. Если мужчина готов к таким изменениям, а женщина стимулирует его к такому изменению, это прекрасно. Роль главы семьи — мужская, однозначно. Правда, женщина не должна быть пассивной, выполняющей только приказы. Она должна быть полноправным партнером, но для того, чтобы это было, необходимо разделить сферы влияния на мужскую и женскую.
Как у вас они разделены?
Домом в большей степени занимается жена. Если она хочет купить белый шкаф, я не буду возражать, если она захочет красный — я тоже соглашусь. То есть я не буду настаивать на своей позиции, которую, конечно, выскажу. Но принимать решение будет она. Это касается дома. А вот воспитание ребенка — более сложный вопрос. Здесь роль мужчины в каких-то ключевых моментах имеет большое значение. Неважно — речь идет о мальчике или девочке. Женского воспитания в наших семьях достаточно.
Рецепт семейного счастья?
Наверное, рецепт семейного счастья, как и счастья общественного, — в терпимости. Не в терпении, когда люди ненавидят друг друга, но, стиснув зубы, терпят, а в терпимости. Это — качество культурного человека: чем он более культурен, тем он более терпим.
Какой должна быть идеальная жена?
(Смеется.) Как у меня. Идеальная жена должна позволить мужу чувствовать себя мужчиной. Это очень сложно, но это — единственный путь для того, чтобы мужчина был рядом с женщиной.
Путешествия, отдых
Как и где предпочитаете отдыхать?
Я предпочитаю активный отдых. Чем активнее, тем лучше. Склоняюсь к такому — пляж…
Но это — пассивный отдых?
Нет, в моем понимании — активный. (Смеется.) Зарубежный пляж рядом с интересными городами. Я ж не просто лежу на песке, а плаваю, ныряю с маской, в движении постоянно. После обеда — прогулки по городам, осмотр достопримечательностей. Второй вариант — горный туризм, с рюкзаками. Но не так, как некоторые — приехали на машине, разбили палатку, попили пиво, купленное в соседнем селе… Я — за активное движение по сложным маршрутам. Пока Алтай меня устраивает.
Где не были, но хочется побывать?
Хочу побывать на Крайнем Севере — на берегу Северного Ледовитого океана. Прямо мечта моя. Надеюсь, осуществлю. Хочу побывать в каком-нибудь православном монастыре. И в Иерусалиме.
Самое яркое впечатление от путешествия?
Один из первых походов на Алтай меня сильно поразил. Это было в конце июля. Днем пошел снег. Шел три дня. Нам пришлось встать, а у меня не было даже спальника. Июль вроде бы, а палатка заледенела. И вот, помню, сижу я рано утром у костра, чтобы согреться, и смотрю, как восходит солнце. А это было на Шавлинских озерах — безумно красивые места. И вот это сочетание холода, снега, яркого июльского солнца, озера… Я сидел, завороженный этим зрелищем, что даже забыл, что замерз.
Илья Калинин
Фото автора (1), предоставлены Александром Буцких (2, 3)