Жильцы сгнившего в труху дома по адресу Владимировский спуск, 10 бьются за расселение и снос ветхого здания, которому в 2016 году исполнилось 120 лет и которое по результатам экспертизы уже 6 лет считается опасным для проживания. Управляющая же компания заставляет жильцов делать ремонт. Ремонт всего — от кровли и электропроводки до цоколя и входных дверей. Городские чиновники помогли жителям многострадального барака тем, что в пятницу, 14 октября, несмотря на протесты жителей, застелили в общем коридоре провалившийся пол фанерой.
Дом по адресу Владимировский спуск, 10 построен в 1896 году. Это одно из старейших зданий города. По данным краеведа Константина Голодяева, здесь в XIX веке селились инженеры и техники, которые работали на строительстве железнодорожной станции «Обь». Этот район относился к железной дороге и считался элитным — тут было проведено первое освещение. В 2010-м независимая экспертиза, на которую собрали деньги сами жильцы, дом признала аварийным и опасным для проживания.
Это место связано с железной дорогой и сейчас: напротив развалившегося дома царских железнодорожников стоит высокое и красивое здание железнодорожников современных. Нынешние к наследию прошлого относятся спокойно: железный забор возвели на положенном расстоянии, отсчитав его шагами от ветхого строения.
Зато столб с электрическим проводом, стоявший напротив входа в дирекцию РЖД, нынешние железнодорожники спилили. А электрический кабель, который подведен к дому, просто зацепили за деревья и бросили на крышу строения. «Если вдруг где замкнет, то капец нам всем», — вздыхают жители барака.
Активное противостояние жильцов и УК «МКС-Новосибирск», ЖЭУ № 10 и муниципальных чиновников началось в конце прошлого года, когда из УК пришло сообщение, что в доме надо проводить ремонт. Была составлена смета на 652 540 руб., по которой ремонтировать необходимо все: от крыши и электропроводки до цоколя, отмосток и входных дверей. Несмотря на глобальность реконструкции, по документам ремонт проходит поддерживающий, — делать капитальный в доме, который уже несколько лет мэрия обещает снести, выглядело бы странно.
После поднятого в СМИ шума и жалоб во всевозможные инстанции — вплоть до прокуратуры, приемной депутата Александра Карелина и премьера Дмитрия Медведева (жильцам нигде не помогли), заявления, что жильцы будут сами оплачивать ремонт, кардинально изменились. Теперь их убеждают, что ремонт будет проведен за счет бюджета. А 14 октября сюда приехали представители мэрии с рабочими и заколотили пол в коридоре фанерой. «Приехали в 8 утра. Постелили светлую фанеру от стены до стены. А у нас же пол прогнутый вниз — будем теперь качаться как на качелях!» — восклицает жительница дома Любовь Пятина, добавляя, что некоторые дырки заколотили деревянными «заплатками», которые, как заметил рабочий, нашли на помойке.
В доме, утверждают жильцы, сгнило все: стены, которые легко рассыпаются в труху, если их поколупать пальцем, пол, проваливающийся в разных местах, трубы, проводка, подоконники, окна. Однажды по весне одно окно целиком выпало наружу в тот момент, когда его мыла хозяйка. Исправна в доме крыша: в 2008 году ее перекрыли полностью.
«Вот что нам предлагают ремонтировать: подвалы — у нас их нет, отопительные печи — у нас их нет, дымоходов — нет, газоходов — нет… Нет газонагревателей, оконных приямков, входов в подвал, подпола. Даже написали, что ремонтировать будут машинные отделения лифтов. Где у нас лифт? Если бы только так ходил он — от остановки к нашему дому», — улыбается Людмила Пятина, зачитывая одно из писем, подписанное начальником управления муниципальной жилищной инспекции А.А. Ивановым.
«Фундамент валится… Видите, какой пол в квартире под наклоном? Сверху с потолка все валится кусками — постоянно заделываем. Я 25 лет стою на очереди как многодетная мать. Сначала была льготная, потом обычная очередь», — рассказывает Людмила Булеева, проживающая со взрослыми детьми в квартире № 6. Это — единственная муниципальная квартира в доме, остальные пять приватизированы.
В одной из квартир этого барака, с остатками на стене политагитации — нарисованным кулаком и надписью «Артем Скатов», проживает, как утверждают жильцы, мать двукратного олимпийского чемпиона, фехтовальщика Григория Кириенко. Правда, пожилая женщина ни с кем общаться не хочет, и на стук в дверь корреспондента НГС.НОВОСТИ никто не отреагировал.
После того как в 1961 году в доме демонтировали печи, отопление стало дренажным: горячая вода течет по трубам и батареям, отапливая дом, а в последних квартирах, где живет в том числе и Пяткова, сливается в ванную и канализацию. И так 9 месяцев в году.
От постоянного пара из ванной комнаты запотевают окна, отваливается штукатурка, гниют и покрываются грибком и плесенью перекрытия и стены. В одной из квартир, где живет молодая семья с двумя детьми 6 и 13 лет, от подобного «микроклимата» дети заполучили бронхиальную астму.
Оксана Квасова, исполнительный директор ЖЭУ № 10, откуда постоянно звонят жильцам и грозятся ремонтом, категорически отрезала: «Я НГС.НОВОСТЯМ не уполномочена давать интервью… У меня есть руководитель Волков Иван Иваныч, я попрошу вот такие вопросы ему задавать». Директор УК «МКС-Новосибирск» Иван Волков в течение дня по рабочему телефону был недоступен. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что об этом доме он слышит впервые. Но проблему обязательно изучит.
Илья Калинин
Фото Ольги Бурлаковой