Имплантацию зубов считают едва ли не панацеей при восстановлении улыбки. Интернет полон ссылок на чудо-клиники и чудо-врачей, обещающих красивые новые зубы. И вот договор заключен, имплантаты установлены, все довольны. Но вдруг эти зубы начинают доставлять дискомфорт, жевать сложно, улыбаться уже не хочется… Врач, который еще недавно был полон уверенности и оптимизма, разводит руками: имплантат не прижился!
Почему так происходит? Кто виноват и что делать дальше? Неудобные вопросы от пациентов мы задали хирургу-имплантологу главному врачу Международного центра имплантологии iDent Михаилу Тодеру.
— Если коронка зуба сломалась или имплантат вообще выпал, значит, врачи сделали что-то неправильно?
— Не спешите обвинять врача. Я бы сравнил такую ситуацию с покупкой нового автомобиля. Если вы эксплуатируете его в соответствии с рекомендациями производителя, риск поломок резко снижается. С имплантатами то же самое. Если пациент выполняет все рекомендации, риск осложнений минимален. К сожалению, в любом из разделов медицины не может быть гарантии стопроцентного результата. Поэтому в редких случаях бывает и так, что установленный имплантат нужно удалить.
— Тогда почему возникают проблемы с имплантатами?
— Основных причин две: послеоперационные осложнения, которые проявляются в течение первых нескольких дней после имплантации, и проблемы в отсроченном периоде, зачастую уже после установки коронок на имплантаты. И если риск послеоперационных осложнений с совершенствованием техник и развитием имплантологии с каждым годом уменьшается, то проблем с интегрированными имплантатами в связи с их количеством становится больше.
— Как врачи снижают риски послеоперационных осложнений?
— Меняются подходы в дентальной имплантации. Если раньше вся имплантология строилась на шаблонах и протоколах, то сегодня благодаря накопленным знаниям появляется вариативность и индивидуализация лечения. Под каждый конкретный случай врач выстраивает индивидуальную тактику лечения пациента, позволяющую решить конкретную проблему с максимально прогнозируемым результатом. Например, часто бывает так, что у одного и того же пациента имплантация на верхней и нижней челюстях может проходить по абсолютно разным концепциям.
— Посоветуйте, что делать пациентам, чтобы избежать отсроченных проблем с имплантатами?
— Постоянные коронки изготавливаются в большинстве случаев после интеграции имплантатов — это в среднем три месяца. Имплантат проверяется перед протезированием, и если с ним все хорошо, то мы можем констатировать, что имплантат уже интегрирован.
А дальше есть несколько факторов, которые могут повлиять на благополучие имплантата. Самые главные, которые напрямую зависят от пациента, — хорошая гигиена и адекватная функциональная нагрузка. При соблюдении этих рекомендаций и общем соматическом здоровье срок службы имплантатов ничем не ограничен.
— Может, есть какой- то «самый лучший» имплантат, который будет стоять всю жизнь?
— Огорчу, но таких чудо-имплантатов не существует. Ведь если бы был имплантат, дающий стопроцентный результат, все остальные производители давно бы перестали существовать. Каждый старается выбрать для себя самое лучшее. Поэтому спорной кажется политика некоторых клиник, которые дают ничего не понимающему пациенту выбор системы имплантатов, перекладывая ответственность на него. Подумайте сами: «Вот есть хороший имплантат, а вот похуже, но он дешевле». Звучит не очень. Зачем вы вообще предлагаете пациенту не самый лучший вариант? Да и к тому же современные системы имплантатов отличаются друг от друга нюансами, да и то, в основном, в части ортопедических компонентов, необходимых для установки коронки на имплантат.
— А как же широко рекламируемые пожизненные гарантии на имплантат?
— Там как в банке: читайте под звездочкой. Обычно расшифровка такая: при использовании фирменных компонентов производитель дает пожизненную гарантию на целостность имплантата. То есть на то, что имплантат не сломается, а не на то, что он будет интегрирован и служить вам всегда. На это гарантию может дать только клиника. Мы даем.
Также много маркетинговых уловок в оценке результатов имплатологического лечения. Многие компании заявляют о 99-99,8% успешности имплантации. Но о чем говорят эти цифры? О том, что, что в отдельно взятом исследовании в определенной географической точке в условиях, приближенным к стерильным, с подборкой «идеально простых» случаев были получены те самые почти 100% и, чаще всего, в течение нескольких месяцев. Тут мы говорим о разделении понятий приживаемости и выживаемости имплантата. Получить 99% через три месяца после имплантации в тепличных условиях вполне реально. Но вот через три-пять лет функционирования статистика будет уже совсем другая.
— И кому теперь верить?
— Сходите на консультацию в несколько клиник, составьте свое представление о ситуации и найдите «своего» доктора. Так как работа предстоит командная (вы и ваш доктор), должно быть полное взаимопонимание и доверие. Это существенно повышает шансы на успех. Как говорил шведский исследователь Пер-Ингвар Бранемарк, «остеоинтеграция связывает вас с доктором на всю оставшуюся жизнь».
Важно оценить, какие обязательства берет на себя клиника, в том числе и гарантийные. К примеру, в нашей клинике дается гарантия на результат и на фактически сделанную работу. На установленные имплантаты мы даем гарантию три года (напомню, что интеграция завершается примерно через три-четыре месяца после установки). В случае проблем мы не выясняем, грызли ли вы сухари и орехи. У нас нет цели снять вас с гарантии. Все расходы по решению вашей проблемы клиника берет на себя. Это обеспечивает спокойствие наших пациентов, их уверенность в результате и четкое понимание, что мы не делаем сомнительные вещи, которые потом будем переделывать за свой счет.
— А что делать, если имплантат нужно удалять, а врач, который делал эту работу, уволился?
— По закону, ответственность за работу несет клиника. Если у вас есть кассовый чек и подписанный договор, вы можете требовать переделки работы. Ну а если вы решили сэкономить и сделать работу без чека, остается надеяться на добрую волю руководства клиники.
Международный центр имплантологии iDent:
ул. Сибревкома, 9«б», ЖК «Флотилия», «Адмирал М.П. Лазарев», ст.м. «Октябрьская»
тел. +7 (383) 207-55-77
e-mail: 2075577@ident-implant.ru
Лицензия ЛО-54-01-005580 от 26.08.2019.