![«Легкие метро»: в новосибирской подземке скрыты гигантские вентиляторы — они помогают дышать пассажирам Установка проводит проветривание станций и перегонов | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/51/bd/18/51bd188b6cb3c3e739f964a8aa0ae8ba/656x438_1:5593_a6bc51199342a099ad43605e944d96cf@5000x3333_0x4zVD9O4A_4400069221340617950.jpg.webp)
Установка проводит проветривание станций и перегонов
Новосибирский метрополитен ежедневно перевозит тысячи пассажиров. Поезда курсируют с утра до поздней ночи, позволяя горожанам миновать пробки на дорогах. Чтобы люди могли находиться на скрытых под землей станциях, в метро работают гигантские вентиляторы — «легкие» предприятия.
Фотокорреспондент НГС Александр Ощепков посетил вентиляционную камеру и узнал, как «дышит» новосибирская подземка.
![Расшифровка ВОМД-24 — вентилятор осевой метрополитеновский двухступенчатый | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/03/82/38/038238e9f0169f72b0f916593efd11d6/656x438_1:5593_41fd16d38945ff86476c94e6a1856090@5000x3333_0xQ4iOMLwZ_7197242376466551114.jpg.webp)
Расшифровка ВОМД-24 — вентилятор осевой метрополитеновский двухступенчатый
В тупиковой вентиляционной камере установлен модернизированный вентилятор ВОМД-24Р. Он — первая пущенная после объемного капитального ремонта машина.
— На сегодня таких вентиляторов в метрополитене 39 штук. У нас создана ремонтная программа, на основании которой мы планово будем менять все машины, модернизировать их. Старые отжили свой срок службы, — объяснил начальник электромеханической службы Новосибирского метрополитена Алексей Мамонтов.
![Число 24 в названии оборудования обозначает диаметр рабочего колеса — более двух метров | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/39/9e/27/399e2724f85de28f4a7c32d32d726f8d/656x438_1:5593_16cf08ecfcd0c0f12a1cacdccc7fb772@5000x3333_0xz9eRn9FM_8291860818568343129.jpg.webp)
Число 24 в названии оборудования обозначает диаметр рабочего колеса — более двух метров
По словам Алексея Мамонтова, старые установки не соответствуют современным требованиям в области пожарной безопасности и эвакуации пассажиров.
![Вентилятор выпускал Артемовский машиностроительный завод | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/12/00/2e1200542cf6ebc1f73669de197bee46/656x438_1:5593_3c30c4645d33aed3b9103d17aa1ba858@5000x3333_0xI0l0aPil_0042538868325989216.jpg.webp)
Вентилятор выпускал Артемовский машиностроительный завод
— Все основные воздушные массы, проветривание станций и перегонов, полуперегонов осуществляется этими агрегатами, — подчеркнул Алексей Мамонтов.
![Прямая задача таких вентиляторов — вытяжка | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/b5/54/c8b55452f7c3343529d4f8243e69a242/656x438_1:5593_7e57f9740e1ce0f9c5285ddeea405859@5000x3333_0xngvXwQ6T_8555746892646857079.jpg.webp)
Прямая задача таких вентиляторов — вытяжка
ВОМД-24 — вентилятор осевой двухступенчатый. Число в названии оборудования обозначает диаметр рабочего колеса — 2 метра и 40 сантиметров. Устройство выпускал Артемовский машиностроительный завод. Там же разработана техдокументация для реконструкции установок.
![Посмотрите, какая большая установка | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/e1/ce/2de1cef15561afb636d9bbbde0f2816a/656x438_1:5593_da5d476d040f600bcb89a8a18065ef0a@5000x3333_0xO8l5OrEN_8126198397635420704.jpg.webp)
Посмотрите, какая большая установка
Основная, прямая работа вентиляторов — вытяжка. Производительность предыдущей версии оборудования составляла 180 тысяч кубометров в час — столько воздуха подавалось на станции и перегоны. Новая установка «крутит» почти в два раза больше — порядка 380 кубометров.
![В 2023 году Новосибирский метрополитен перевез 84,5 миллиона пассажиров. | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/72/ba/5d72ba8b1b3a112bb6216658912f888a/656x438_1:5593_c7feeaf96b8d9dc64a4a33d351bae6fd@5000x3333_0xiGEFSCAD_4789166229202105136.jpg.webp)
В 2023 году Новосибирский метрополитен перевез 84,5 миллиона пассажиров.
— Чтобы довести параметры микроклимата до нужных требований, мы используем вентиляторы, но в первую очередь просто проветриваем, — уточнил Алексей Мамонтов.
Работники метро должны подавать свежий воздух на станции для того, чтобы разбавить объемы углекислого газа. Кроме того, нужно убрать теплоизбытки от работающего оборудования, в том числе подвижного состава. При этом в зимнее время оборудование редко используют.
![Зимой оборудование, как правило, редко используют | Источник: Александр Ощепков / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/09/20/9b09200219f87dc3c28dcb0c42134f6f/656x438_1:5593_7194ce7b9805a9098ce2507fbc781d02@5000x3333_0xJTqTHngZ_5273175797057678756.jpg.webp)
Зимой оборудование, как правило, редко используют
— С учетом того, что мы достаточно северно расположены в сравнении с другими метрополитенами страны, зимой мы достаточно редко их используем, — сказал Алексей Мамонтов. — Ориентируемся по параметрам на летний период, когда у нас существует три графика по температуре.
На сайте Новосибирского метрополитена сказано, что за 2023 год в предприятии перевезли 84,5 миллиона пассажиров.
В конце ноября стало известно, что проектная документация по развитию Новосибирского метрополитена устарела и стала неактуальной.