В последние годы в Новосибирске отреставрировано множество исторических зданий — архитектурных памятников. Например, оперный театр, поскольку это наследие федерального значения. Остальным историческим зданиям, которые всё еще находятся в плохом состоянии, остается только завидовать, а ведь среди них — множество настоящих архитектурных жемчужин, украшающих наш город. Мы посмотрели на некоторые исторические дома, которые сейчас стоят обшарпанными, и обсудили их ценность и судьбу с архитектором, доцентом кафедры архитектуры НГУАДИ Игорем Поповским.
В Новосибирске на самом деле довольно много старых исторических зданий. Состояние у них разное: каким-то повезло попасть в список объектов культурного наследия, каким-то нет. В нашем обзоре — только некоторые из них, в реальности архитектурных памятников, нуждающихся в уходе, существенно больше.
Вот, к примеру, самый знаменитый жилой дом города — Стоквартирный (Красный проспект, 16). Между прочим, объект культурного наследия федерального значения — но это не мешает дому иметь дефекты, хотя в целом здание выглядит прилично. Его масштабно реставрировали, но допустили брак. Статус дома позволяет претендовать на государственные деньги для ремонта, но, как видим, этого не происходит.
— Был произведен в свое время реставрационный ремонт, которым возмущались из-за того, что там был несколько искажен цвет, что ремонт не был сделан высокого качества. Такие объекты требуют внимательного сопровождения, потому что бывает, что гидроизоляционный слой где-то нарушен, поверхность быстро начинает разрушаться от дождей, от снега. Этот дом должен обязательно поддерживаться в приличном состоянии, — говорит архитектор Игорь Поповский.
Сосед Стоквартирного — Дом с часами — тоже ремонтировался, в процессе реставрации он потерял исторический персиковый цвет и стал серым. Сейчас дом в целом еще держится, но что-то не так с балконами — они затянуты защитными сетками, видна коррозия. Статус у дома — объект культурного наследия регионального значения.
— Вообще он был неоштукатуренный в свое время, потом его оштукатурили. Я его хорошо помню в желтой такой, персиковой гамме, это подтверждают альбомы 60-х годов. Мне кажется, подход к этому объекту оказался странным, было бы неплохо возвратить ему цвет, в котором он жил много лет в советский период, — объясняет эксперт.
Сейчас перейдем к зданиям, которые по сравнению с вышеуказанными домами находятся в гораздо более плачевном состоянии. Вот, к примеру, жилой дом по адресу Богдана Хмельницкого, 29, один из интереснейших архитектурных объектов на этой исторической улице. Статуса культурного наследия у него нет, вот и прозябают такие дома в подобном виде.
Штукатурка осыпается, портик, выходящий на «Космос», покосился, его заливает водой — видны следы плесени. Фасады испохаблены жутким остеклением углового балкона и фантазиями арендаторов первого этажа. Ремонтировать такой дом без статуса должны собственники — но что могут сделать эти небогатые люди, преимущественно пенсионеры?
Или вот жилой дом на Авиастроителей, 13, являющийся частью исторического архитектурного ансамбля бывшей улицы Жданова. Как и Богдашка, эта улица — одна из немногих нецентральных, где можно встретить интересную застройку. Дому требуется перекраска фасада и ремонт балконов.
А вот эти угловые дома, открывающие ансамбль улицы Авиастроителей, уже отремонтировали. И всё бы ничего, если бы не эти гадкие остекленные балконы безответственных собственников, не понимающих, что живут в историческом здании.
Красный проспект, 171а — зеленый дом, образующий ансамбль с соседним 173-м домом, ДК «Энергия» и сквериком перед ними. Штукатурка и декор нуждаются в полной реставрации, но радует, что ключевые элементы дома еще не изуродованы самодельным остеклением.
— Мы писали в письме, чтобы дом был включен в реестр культурного наследия. У него, во-первых, есть особенности декора, которые не повторяются в Новосибирске. Во-вторых, он имеет ансамблевое решение вместе с ДК, там еще третий дом есть, — отмечает Игорь Поповский.
А вот другой зеленый дом из этого ансамбля восстановлен — посмотрите, какая красота. И балконы вроде все целые.
Улица Станиславского, несущая дух ленинградской архитектурной школы. Дом № 4 — огромное здание с большим курдонером (пространство между центральной частью и боковыми крыльями), памятник регионального значения. Особенности его отделки таковы, что она неплохо сопротивляется времени, но всё же локальные разрушения есть — кусочками отваливается штукатурка, обнажается кирпич, мокнет и осыпается карниз.
— Объект архитектора Николая Фёдоровича Храненко, который к нам приехал из Ленинграда. Я один из его учеников. Для меня Станиславского напоминают такие решения, как Московский проспект в Ленинграде, ну, правда, масштаб помельче. Решения очень изящные, — вспоминает архитектор.
Дом напротив — номер 3 — построен в 1941 году. Объект культурного наследия регионального значения, сочетающий в себе классические и конструктивистские решения. Чего только стоит шикарная 4-этажная арка, свод которой декорирован лепниной. После реставрации дом утратил оригинальный серый цвет, опять же всё портят балконы-скворечники. Просто интересно, что в головах у тех людей, которым история определила жить в подобных уникальных домах, а они вот так калечат ее, огораживая свои несчастные клочки собственности.
Угловой дом под номером 15 на площади Станиславского с живописной балюстрадой на крыше. Памятником не является, последние годы постепенно разрушается. Штукатурка слазит крупными участками, обнажая кирпичную кладку. С левой стороны центральной части уже и кирпичи крошатся.
Перенесемся опять в центр. Думаете, здесь нет домов в очень плохом состоянии? Вот, пожалуйста, «Дом под строкой» на Красном проспекте, 30. Разрушение фасада, разномастные окна, остатки рекламных конструкций. Самый центр, памятник регионального значения.
— Знаменитое наше здание с гастрономом «Под строкой» когда-то. Состояние объекта очень плачевное, есть некоторые плюсы — с него сняли рекламу, даже с верхнего фронтона. К чемпионату молодежному по хоккею этот объект должны, наверное, реставрировать, потому что такое состояние иностранным гостям, да и вообще гостям, показывать в центре города нельзя, — считает Игорь Поповский.
Дом офицеров на Красном проспекте — памятник регионального значения. Его пристрой со стороны Гоголя уже годами находится в таком отвратительном состоянии. Министерство обороны ничего не делает, а ведь в этом крыле находятся военный суд, военная прокуратура — несолидно как-то.
И две архитектурные жемчужины на улице Урицкого. Первая — дом номер 15, «Дом жилой для служащих банка» 30-х годов, региональный памятник архитектуры авторства Андрея Крячкова. Слазит штукатурка, мокнет карниз, гниют балконы.
— Его ремонтировали, но, как у нас всегда бывает, краски неустойчивые к атмосферным воздействиям. Если какая-то ошибка произошла в штукатурке — ну вот, начинает облезать, — говорит эксперт.
Один их красивейших домов города — Урицкого, 35, тоже 30-е годы. Насыщенный зеленый цвет, балкончики необычной формы, шикарные цветные орнаменты, балюстрады больших балконов третьего этажа. Краска слазит, карниз крошится, в некоторых местах штукатурка полностью осыпалась. На первом этаже какая-то контора покрасила свою часть в мерзкий цвет.
— Немножко печально, что первые этажи наши доблестные арендаторы начинают красить отдельным цветом. Всё это говорит об очень некультурном нашем личном подходе и понимании. Мы сами создаем такое мусорное пространство. Особенно страдают от этого объекты, которые создают среду, стилистику, — заключает Игорь Поповский.
Почитайте еще о том, как разрушается исторический квартал на улице Тополёвой — более 100 лет назад здесь построили военные казармы.