Со сходом снега в Новосибирске только и разговоров, что о пыли. С каждым годом, кажется, ситуация только ухудшается, дышать тяжело, смотреть на серый город нет никакого желания. При этом техника, которая должна обеспечивать чистоту улиц и тротуаров, все-таки есть, ее даже можно встретить то тут, то там, сопровождаемую облаками поднимаемой пыли. Жительница Новосибирска Наталья Денисова внимательно наблюдает за уборкой улиц в своем районе — она объяснила, почему ситуация с тротуарами в городе настолько плачевна. Публикуем ее мнение от первого лица.
Показываю на пальцах, как получается, что «тут почищено, а тут нет», и город весь в щебне и пыли.
На фото улица Бориса Богаткова, район остановки «Автопарк». Едет машинка-поливалка, честно выполняет свою работу. Я шла, увидела машинку и очень обрадовалась: убирают все-таки улицы! Сделала фотографию мокрого асфальта, прошла чуть дальше и поняла, что вся эта красота и качественная уборка натыкаются на существующие проблемы вдоль тротуаров.
Там, где можно проехать, тротуар помыт и блестит, как в фильме «Я шагаю по Москве». А дальше над ним висят ветки «неучтенных и несуществующих зеленых насаждений». В итоге тротуаров, по которым у нас может проехать техника, совсем немного. Такие есть вдоль кварталов советской застройки, жилмассивов с широкими пешеходными дорожками и широкой полосой газона: например, это участок улицы Бориса Богаткова от «Молодёжной» до «Автопарка». Идеальный прогулочный маршрут мог бы быть, особенно по четной стороне. Но пройти спокойно, не сталкиваясь с киосками, от «Золотой Нивы» до «Молодёжной», где огромный трафик народа, невозможно: там либо блуждающая ярмарка, либо стационарные лотки и киоски, которые именуют временными конструкциями.
Рабочих, зимой убирающих снег, я не видела ни разу в последние годы. Чтобы щебень с тротуаров или газонов убирали — тоже. Часто вижу мобильные бригады, собирающие мусор с газонов. Результаты их работы явны и их хорошо заметно. К сожалению, на придорожной полосе остаются лежать срезанные ветки — и так они могут лежать всё лето, может, к концу лета вывезут.
Вернемся на «Автопарк». За перекрестком тротуар пересекается с выездом с металлобазы, отсыпанным щебнем. Там же — слив какой-то левой канализации. В результате тротуар засыпан щебнем и пованивает. Промыть его машинке не под силу.
Этот тротуар в 2018 году отремонтировали по программе «Безопасные и качественные дороги». Всё было вылизано. Но дорогу с металлобазы не учли, хотя можно было заложить какой-то более высокий бордюр, чтобы щебень не сползал, или перенести выезд дальше от тротуара. Можно было найти решение. Но по факту всё красиво на бумаге, а как это будет использоваться, никто не учитывает. Из той же серии — нормативные столбы на тротуарах, которые устанавливаются в полуметре от дороги, и люди об них бьются лбом. Или пешеходный переход, упирающийся в два пятачка грязи. Или проезд на «Волочаевском» жилмассиве, где тротуары изначально не предусмотрены. Или набережная Оби, до которой не каждый пешеход или велосипедист доберется.
У нас комфорт для пешеходов имеет 5-метровую полосу вдоль дорог, и то не всегда. Как только эти 5 метров заканчиваются, там начинаются собачьи кошары: можно выгуливать собаку, но вообще-то настолько замусорено, что даже начинаешь опасаться за лапы барбоса.
Я живу на улице Куприна, где по одной стороне идут многоэтажки, по другой — частный сектор. Между ними то, что я называю «полоса прибоя»: туда прибивает разный мусор — от веток и мусорных пакетов до старых диванов. За лето это всё зарастает 2-метровым бурьяном. Шестой год я каждую весну выхожу на «ничей участок», собираю некрупный мусор, подрубаю лопатой лопухи. Постепенно становится чище: уже не выносят обломки мебели и горелые бревна.
Несколько раз жаловалась в МКУ «Дзержинка», на портал «Мой Новосибирск», просила убрать территорию, вывести горы веток, которые лежат там годами — это же по документам улица, она должна содержаться в нормативном санитарном состоянии. Да, не парадная, не центральная, но улица же! Мне потом из МКУ звонили: «Вы же понимаете, что мы должны найти кого-то конкретного, кто мусорил». Но территория муниципальная, кучи веток лежат после грейдирования проезжей части, и крайнего найти не очень сложно. На что мне вежливо ответили: «Но нам же нужно будет как-то привлечь этого человека к ответственности». Тут я поняла, что разговор заходит в тупик. Но на улице Куприна, допустим, лежит куча навоза, и я знаю, кто ее туда привез. «Нет, ну надо, чтобы он признал, что это его куча навоза». И у нас такие образные «кучи» — по всему городу.
Но не стоит обвинять только горожан в том, что город грязный. По теории разбитых окон, люди не гадят там, где убрано. У соседнего дома есть маленький дикий закоулочек с мангалом из кирпичей. Бывает, что вечером там сидят местные, но даже они уносят с собой бутылки.
Для поддержания комфортной среды в городе что-то делается только в центре или в каких-то показательных местах типа набережной. От площади Маркса у нас зона мусора на левом берегу, от ГПНТБ — такая же зона на правом. Любой оставшийся без присмотра участок быстро превращается в свалку промышленных масштабов или снегоотвал. Например, освободили от деревьев участок под строительство высоток — вывезли бревна за речку Каменку, на территорию будущего парка.
Мэр признал, что дорожная отрасль критически недофинансирована. Можно предположить, что пешеходная инфраструктура будет содержаться «во-вторых». То есть у нас пешеход — это такой невидимый суслик. Он должен быть идеальным налогоплательщиком, молчаливым и малозаметным. В итоге, когда что-то делают для него, радуешься этому, как пасхальному яичку после великого поста.
Да, МКУ не хватает денег, техники, они работают вполсилы. Но, на мой взгляд, городу нужно искать какие-то законодательные, договорные, обязующие решения в связке с девелоперами, которые заинтересованы в продаже строящейся недвижимости, с бизнесом, который заинтересован в прибыли. Формирование города трудовой славы, я считаю, нужно начинать именно с уборки города, а не с установки стелы на крайне замусоренной площади Калинина в окружении стихийных лотков на ящиках и картонках.
Согласны с автором?
Обозреватель НГС Стас Соколов ранее выяснил, что владельцы бизнеса на улицах Новосибирска не против мыть тротуары рядом с ними, и предположил, насколько это реализуемо.