Весной особенно сильно хочется гулять. Не ехать в метро (или даже в машине), а именно шагать (сейчас можно еще и ехать на самокате) по улице, обдуваемый ветром, вдыхая запахи первой листвы, впитывая весь этот шум улицы. И даже пыль, грязь и автомобильные выхлопы не могут этому помешать. Но, конечно, есть нюансы. Обозреватель НГС Стас Соколов решил пройти по популярному у горожан маршруту из центра до набережной и убедился, что пешеходам там постоянно приходится рисковать жизнью.
Путь на Михайловскую набережную из центра изначально-то был не очень удобен. Человеку нужно пересечь оживленную Фабричную. В принципе, можно было давно организовать там какой-то пешеходный переход, но у города всегда есть заботы поважнее. Но сейчас всё стало еще веселее.
Сейчас там строят четвертый мост. Оставим в стороне споры о необходимости самого моста — надо, значит, надо. Но любая стройка, как мне кажется, должна вестись с хотя бы минимальным уважением к жителям города. Если вы пытались пройти к центру с набережной (или наоборот) в последний месяц, то наверняка понимаете, о чем я. Если нет, то не стоит и пытаться, я всё и так вам расскажу.
Да, собственно, что рассказывать — строители просто ликвидировали тротуар, сдвинув на него территорию строительного участка, лишь обозначив границу дорожными блоками. Оно и понятно, фуре снести эти блоки раз плюнуть, чини потом ограду. А люди? Ну что люди. Их вообще кто сюда звал-то? Стройка же.
Если идти со стороны центра, то сначала вообще упираешься в стену. Точнее, сетку, которой перегорожен выход на оставшийся свободным приличный кусок тротуара. Причина этого, видимо, в том, что даже за стеной стройки тротуар может быть небезопасен. Идея соорудить навес над тротуаром строителям из группы компаний ВИС почему-то в голову не пришла.
Но люди идут. Кто пешком, кто на велосипеде (или самокате), кто вообще с коляской. Наиболее свободные от предрассудков просто ныряют под ограждение и проходят какую-то часть пути по этому перекрытому тротуару. Но потом всё равно вынуждены буквально протискиваться между забором с одной стороны и потоком машин с другой. Просто потому, что там может быть трудно сразу оценить масштаб препятствия. Кажется, вот он поворот и там будет попроще. Но проходишь его и понимаешь, что дойти до конца теперь, наверное, будет безопаснее.
Можно, конечно, сколько угодно сетовать на человеческую глупость, но мне кажется, что мосты в городе (и вообще всё что угодно) строятся для горожан и процесс строительства должен как-то учитывать их привычные маршруты и естественное поведение. Ничего, собственно, сложного нет. Просто вдоль всей стройки нужно было сделать неширокий, но защищенный от машин проход с навесом. Это стоит совершенно смешных денег с точки зрения бюджета строительства и самого моста и даже бюджета города. Один бензин, который уже потрачен при репетиции парада (сам парад не трогаем, это святое), и то обошелся дороже.
Это вроде мелочь, но мелочь показательная. И показывает она то, насколько новосибирцы готовы терпеть к себе хамское отношение. Идущие через центр фуры, грязь со строек, вонь неизвестно откуда (ну то есть никто же не признался до сих пор официально). И так далее, и тому подобное. Чем дальше, тем больше город вызывает ощущения жизни в коридоре. Где, конечно, можно тоже создать какой-никакой уют. Но мимо тебя всё равно будут постоянно ходить посторонние люди со своими важными делами. Люди, для которых мы просто точка на логистической схеме. А какие могут быть у точки потребности, а уж тем более права?
Никакие изменения к лучшему не происходят сами по себе. Чтобы изменить хоть что-то, нужно прилагать коллективные усилия. Или хотя бы индивидуальные. Как, например, новосибирец Сергей Воронов, который подал 150 жалоб на городские проблемы и рассказал читателям НГС, как лучше это делать.
Согласны с автором?