![Всё тлен: какими были остановки в Новосибирске и во что они превратились — 17 примеров с улиц города Вид остановочных павильонов в Новосибирске сильно изменился со временем | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/60/4a/a7604aa2c48b78f51f153e8f8c1d34d2/656x438_1:5593_a6f75f761c982fcef3af7045c6b0a9c6@3000x2000_0xMmrvDbTD_2552529356104437334.jpg.webp)
Есть вещи, взглянув на которые можно сразу многое понять. И о состоянии экономики, и о качестве управления, и вообще об уровне живущих в городе людей. Остановки общественного транспорта — яркий тому пример. Обозреватель НГС Стас Соколов собрал коллекцию фотографий остановочных павильонов разных типов и форм, которые сохранились на улицах Новосибирска. История их изменений (а точнее деградации) довольно удручающа. Впрочем, смотрите сами.
![Остановочный павильон у метро Октябрьская | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/c6/00/6bc600b3d6b0f146fd5912cc1203baf6/656x438_1:5593_830f97fdce3e37c5708e0e7634dbd01e@3000x2000_0xwpW4U5Qs_1457696203470923356.jpg.webp)
В начале весны разразился маленький остановочный скандал. Сразу несколько общественников, депутатов и просто неравнодушных и внимательных горожан выразили свое, скажем так, удивление новому остановочному павильону, появившемуся у станции метро «Октябрьская» (фото выше). Конструкция из оцинкованного железа, возможно, была бы уместна где-нибудь в далеком райцентре или в поле, где автобус останавливается несколько раз в сутки, а то и в неделю. В этом году, кстати, поставщиком остановочных павильонов стала Свердловская Исправительная колония. На сайте ГУ ФСИН России по Свердловской Области в каталоге продукции именно такое синее сооружение гордо указано в качестве одного из образцов продукции.
![Остановочный павильон на проспекте Димитрова | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/b1/50/6eb150e4740ccdff4ff1b27e7d6881e9/656x438_1:5593_067338521d878a5f185a54a8ad0c2de7@3000x2000_0x3u6l6lqX_5578696001430259440.jpg.webp)
Нужно сказать, что подобные «уродцы» появились на городских улицах давно. В каталогах предприятий, занимающихся изготовлением остановочных павильонов, этот тип так и называется «межгородской». В мэрии тогда объяснили нелепую форму павильона тем, что это временное сооружение. Что, конечно, вызывает вопрос: а бывают ли чиновники мэрии в городе? Потому что подобные остановки класса ультра-эконом стоят по всему Новосибирску уже давно, некоторые даже успели прийти в негодность.
![Остановочный павильон на площади Сибиряков-Гвардейцев | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/20/12/b02012654735fd61fe3d1ab2c579f44f/656x438_1:5593_f8f6606b01bff51905544121688df5d2@3000x2000_0x578O3MGA_1293143594465437038.jpg.webp)
Пожалуй, самая старая сохранившаяся остановка находится на площади Сибиряков-Гвардейцев. Строго говоря, это просто остановочный павильон, часть арки, ведущей в парк перед проходной завода «Тяжстанкогидропресс». Лавочки здесь сохранились не везде, да и там, где они еще есть, сейчас без крайней нужды садиться не хочется. А когда-то, наверное, было красиво.
![Заброшенный остановочный павильон на улице Мира | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/e0/e6/d5e0e67de52f3f4613efd3fa3be9f091/656x438_1:5593_121277764734a12cdef7b5d794350d85@3000x2000_0xN0ROTBzP_7857348194236727622.jpg.webp)
Советские остановочные павильоны — вообще отдельное направление архитектуры. Это несколько легкомысленное сооружение. Требования к нему предъявлялись не такие строгие, как к какому-нибудь дворцу культуры или жилому дому, поэтому архитекторы порой имели возможность дать волю своей фантазии. И до сих пор по всей стране можно найти эти старые советские остановки.
Одна из них стоит на улице Мира в Новосибирске. Внутри сохранились популярные в те времена мозаики, да и само сооружение построено с размахом. Однако любую постройку нужно хотя бы время от времени ремонтировать. Здесь с этим решили не заморачиваться, а просто бросили старую остановку и поставили тут же по соседству новую — в стиле «фруктовый ларек».
![Остановочный павильон на проспекте Строителей в Академгородке | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/2c/31/a92c31d128f61193fa8a7f89f662babd/656x438_1:5593_b9ce035838773f16b6102355bbf3c6e7@3000x2000_0x6VYnxS3m_1379233786700763559.jpg.webp)
Павильон на остановке «Проспект Строителей» в Академгородке попроще формой, но сохранился куда лучше. А главное, он до сих пор при деле: позволяет укрыться от дождя и солнца. Или просто перевести дух на лавочке — они здесь, кстати, целые и в нормальном состоянии. Везде бы так.
![Заброшенный остановочный павильон у старого моста через реку Тула | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/46/9d/b3/469db3cddd7935d6cdd092dd2e413def/656x438_1:5593_28dc506775af59755a57e1f02b6c14fe@3000x2000_0xeCMmObGC_6609190375910665028.jpg.webp)
Были в советские времена и массовые модели. Одна из них чудом сохранилась рядом со старым мостом через Тулу. Эта несложная и практичная конструкция имела свою эстетику и была весьма вандалоустойчива. Нужно было постараться, чтобы ее повредить. Детали для такой остановки мог производить любой завод железобетонных изделий, так что ничего не нужно было везти издалека.
![Старый остановочный павильон на Вертковской (фото 2009 года) | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/19/d9/b919d9c305d931e41acd8579e6220d97/656x438_1:5593_530d8bcc1f65230ca41ce15f4a178411@3000x2000_0xhJ370IpG_3762500025178797677.jpg.webp)
В 90-е новых автобусных остановок почти не ставили — «донашивали» старое. Новые павильоны начали появляться после того, как предприниматели договорились с городскими властями о взаимовыгодном сотрудничестве. Частная компания делала остановку за свой счет, но встраивала в нее киоск с пивом, сигаретами, шоколадом и прочими товарами импульсного спроса. Дополнительным бонусом в этой схеме было то, что владельцы киосков еще и худо-бедно заботились о состоянии павильона.
![Остановочный павильон на Советской | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/b2/35/abb2354fe896c50313d43c02b4fba14b/656x438_1:5593_4e36f032eb0d3b2fbb7a3ad895edeeb4@3000x2000_0xaSKfEzkB_8055837218526729696.jpg.webp)
Схема эта работала до тех пор, пока на федеральном уровне не запретили продавать в киосках пиво и сигареты — их основной источник дохода. Многие точки тогда просто закрылись, а самое главное, с рынка ушли небольшие сети, которые управляли этими точками и были заинтересованы в том, чтобы держать марку. Одиночные же новые арендаторы, как правило, остановочными павильонами попросту не занимаются.
![Остановочный павильон на Ватутина | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/a1/ab/9ba1ab88a6edf614c05ca737828ad88b/656x438_1:5593_8ee51b3d5e591537cf312fe9e62c22d6@3000x2000_0xYqa1zR01_6303598773762800208.jpg.webp)
После массового вымирания киосков появилась новая разновидность остановочных павильонов. Они были еще проще и дешевле, но имели хотя бы какую-то видимость «дизайна». То есть людям, которые их ставили, не было совсем уж безразлично, как эти павильоны будут выглядеть.
![Остановочный павильон у торгового центра «Мега» | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/69/c5/c3/69c5c3a16278bee07225df291234b2a5/656x438_1:5593_3c16d00680a1146215ae42b8694ade11@3000x2000_0xBDO4vNOu_8307196810937190844.jpg.webp)
Тем временем в нише павильоностроения появились новые участники — крупные торгово-развлекательные комплексы. Став центром притяжения горожан, они стали и местом остановок общественного транспорта. А где остановка, там и павильон. Больше всех таких павильонов у «Меги» (целых три). Тот, что установлен на парковке, выглядит немного странно. Здесь одна стильная лавочка в центре, на которой уместятся всего человека три. Зато много места для тех, кто захочет укрыться от дождя хотя бы стоя.
![Остановочный павильон рядом с «Мегой» | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/86/4c/3b864cfaf98aa2883fd5bdbe8259af2c/656x438_1:5593_1a85dbf306495780e9086094ab3b02d0@3000x2000_0xp1GPATOd_7678409656686435939.jpg.webp)
А вот павильон на основной остановке «Меги» — маленький дизайнерский шедевр. Эта остановка несколько раз перестраивалась, и в нынешнем виде отличается от всего, что можно встретить в городе. Внутри даже предусмотрены гнезда для электророзеток, но воспользоваться ими пока нельзя.
![Остановочный павильон у ТРЦ «Эдем» | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/98/d8/37/98d837c788eea1f8c246c49a54fdc989/656x438_1:5593_b9341894b1c09e6e557a530de6555715@3000x2000_0xITaxoP4E_7081750681746740066.jpg.webp)
Не у всех, конечно, есть возможность нанимать модных дизайнеров, но если сердце требует красоты, то ее можно организовать за скромный бюджет. У ТРЦ «Эдем» остановки сделаны в виде красного яблока. Выглядит этот павильон так, как будто его притащили сюда с площадки детского сада, но он точно оживляет пейзаж.
![Остановочный павильон на Сибиряков-Гвардейцев | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/9f/5e/9e9f5e13a29c15b632809eae97ca871f/656x438_1:5593_a7b9f445d4ff7b09628d40a323540ac6@3000x2000_0xNjzRE03b_7330638430923278778.jpg.webp)
Вид остановочных павильонов, установленных городом, продолжал упрощаться. В сооружении на площади Сибиряков-Гвардейцев еще можно разглядеть какие-то следы архитектурного решения, но вообще-то это уже просто сваренная из гофрированного железа коробка. Местные жители внесли посильный вклад в доработку ее внешнего вида — сейчас остановка покрыта пятнами бумажных объявлений и вмятинами от ударов.
![Остановочный павильон на проспекте Карла Маркса | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/11/29/56/112956a92727289314e460ee845d5b69/656x438_1:5593_28561d780217351f1efb3252efb2bb96@3000x2000_0xOH039T10_1094168440320263644.jpg.webp)
Новосибирцы вообще проявляют недюжинную активность по доработке павильонов под свои вкусы и нужды. На остановке «Метро "Студенческая"», например, павильон превратили в набор эффектных рамок, стен здесь давно нет. Зато можно делать эффектные фото.
![Остановочный павильон на Октябрьской магистрали | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/3c/90/b93c90a15d0f9bedbbc18000543c6673/656x438_1:5593_158acf8cf50a0e29fd8383b52097390e@3000x2000_0xQT5xZWzh_8903864468090101929.jpg.webp)
По легенде, когда Александр Македонский спросил у мудреца Диогена об исполнении каких-нибудь его желаний, тот ответил: «Не загораживай мне солнце». Вот и в павильоне на Октябрьской магистрали какие-то стихийные «диогены» смогли демонтировать крышу. Теперь там максимально светло. Но, правда, в дождливую погоду еще и мокро.
![А как вам такое дизайнерское решение? | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/14/90/7a14902f26eca1212b2220c87da309a9/656x438_1:5593_0a63a2a75e9d5c95b2c215de286f93ea@3000x2000_0xurHegkTZ_5827688670974166648.jpg.webp)
Нельзя сказать, что в городе нет прилично выглядящих современных остановок общественного транспорта. Несколько таких павильонов установлено на Красном проспекте в промежутке между мэрией и областным правительством. Они довольно простые, но выглядят на общем фоне всё равно вызывающе. Вот горожане и стараются как-то привести их в соответствие с городскими негласными нормами и традициями.
![Остановочный павильон на площади Маркса | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/02/17/27/02172782d2c01f75482b1a23ea0cb42a/656x438_1:5593_3e9981c85cd81c69bcd4716f60dc9777@3000x2000_0xOEXEU84g_8779200751164018003.jpg.webp)
Теперь в остановочной моде правит утилитарный минимализм. Примерно такие конструкции сооружают торговцы овощами и фруктами — палатка окупается за сезон, так что не жалко, если на будущий год придется делать новую. Возможно, именно в этом и заключается причина воцарившегося в городе остановочного минимализма. Ведь если сделать сразу хорошо, то не на что будет через пару-тройку лет проводить новые тендеры и не с кем заключать новые контракты.
![Остановка «Аренула — Министерство Юстиции» (Arenula — Ministero Grazia E Giustizia) в Риме | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/35/f5/76/35f576f16f69345a98491ee1c892a01f/656x438_1:5593_aca38d153385a69a07500856c040168f@3000x2000_0xbHai6OB9_6264714780512309964.jpg.webp)
Если в бюджете нет средств на установку прилично выглядящих остановочных павильонов, то, может быть, имеет смысл воспользоваться международным опытом. Довольно часто остановки общественного транспорта обозначены лишь соответствующим знаком и разметкой на дороге. Конечно, в этом случае от дождя пассажиров спасет только взятый с собой зонт. Но городские улицы будут избавлены от купленных подешевле уродцев.
Если вы интересуетесь тем, как меняется облик города, то вам понравится наш тест — в нём нужно угадать, где в Новосибирске сделаны эти старые фото.
А о проблеме остановочных комплексов и о том, почему они такие ужасные, в рубрике «Мнения» рассуждает создатель «умных» остановок Анатолий Бакшаев. Он рассказал, почему сорвался контракт на 250 новых комплексов. Читайте его колонку (и комментируйте).