![Игорь Поповский](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/85/b8/6a85b80de08d4edf260012d54aec195b/1782x1188_0xOl2qFeMn_7796910055925902548.jpg)
![Неуместный авангард: почему новый козырек перехода у часовни на Красном проспекте вызывает столько споров Одна из главных претензий к необычной конструкции в том, что она встала поперек вида на Закаменку | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/57/08/3c5708726b2eb8d826726362d6dfb4e0/656x438_1:5593_99f6536298015b581afc5e23b9d6b5a0@1280x853_0xiCT10Gkf_3381278305781379681.jpg.webp)
На прошлой неделе стало известно, что открытие подземного перехода на Красном проспекте снова перенесли. На фоне этого среди экспертов снова разгорелась дискуссия об уместности конструкции, которая появилась там два месяца назад: ее сделала компания «Несущие системы» Дениса Герасимова — она же построила необычную стеклянную крышу в московском парке «Зарядье». Почему, несмотря на опыт компании, ее решение раскритиковали в Новосибирске, объяснил архитектор, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ и член градостроительного совета мэрии Новосибирска Игорь Поповский.
Навесы над входами в подземные переходы изначально планировали установить на площади Ленина: в частности, такое решение, только не в синем, а в красном цвете, предлагали у выхода к Госбанку. Я был категорически против — существующие гранитные ограждения, я считаю, вполне нормальные. При выходе из метро там есть возможность открыть зонт, есть навес. Если надо, какие-то незаметные решения из закаленного стекла могли бы быть. А тут такая активная форма рядом с памятником архитектуры.
На президиуме градсовета была тогда активная дискуссия, и в конечном итоге решили на площади Ленина их не устанавливать. Кто-то предложил потренироваться на переходе у Первомайского сквера. К предложению отнеслись вяло, рассматривать его не стали. Сейчас я понимаю, что надо было проводить отдельное обсуждение — и для этого места, и вообще для всех выходов из переходов. Но тогда я был доволен уже тем, что эта конструкция хотя бы на площади Ленина не появилась.
![С козырька сложно счищать снег, при этом он не спасет выходящих из перехода ни от него, ни от сильного дождя | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/b6/3a/e9b63a17fbf5c23921f84494c3a4bb4a/656x438_1:5593_ceec89a94d57b7ed068ae819e21c2409@1280x853_0xuy8Wal88_7663035655240066693.jpg.webp)
Когда козырек установили, он оказался не такой, как на визуализации, предложенной на градсовете. Там была абсолютно прямая плита, тонкие растяжки, сама эта плита была тоньше. А тут загнутый угол, мощные растяжки, кручение на столбе. Хотя на совете сомневались, что конструкция будет такой, как на эскизе: когда плита просчитывается, она всегда становится мощнее — так оно и случилось.
С самого начала руководитель управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Александр Мысик спрашивал, как эту конструкцию потом эксплуатировать, потому что ведь на ней будет лежать снег. Это сейчас и происходит: снег лежит, убрать его сложно, по весне он будет грязным, при этом козырек установлен высоко и на ступеньках тоже лежит снег. От пурги, дождя, особенно с ветром, от грозы он тоже вряд ли спасет.
Есть и еще один момент, на который обратила внимание Александра Архипова: конструкция перекрывает перспективу Октябрьской магистрали. С точки входа в переход у Первомайского сквера открывается вид на дальний берег Каменки, где сейчас появляются интересные здания, эта перспектива показывает глубину города. Теперь она потеряна.
![К внезапному винту на опоре конструкции вопросы чисто эстетические — не считая того, что он служит в первую очередь рекламой его создателей | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/32/12/f0/3212f0417318862aa2a5dfcc719f5404/656x438_1:5593_47e80790e870f21ed7a8f57675c45604@1280x853_0x0GicSfy7_9159203062528931747.jpg.webp)
В свое время выходы из перехода у гастронома «Под строкой» и банка были закрыты «крышечками». Их разрабатывала Татьяна Иваненко, и они были сделаны очень стильно: имели в основе модернизм, но вписывались в контекст классики, какая-то барочность была в этих «ракушках». Они вписались в окружение, «жили» там, пока их не убрали.
Я понимаю, что инициаторы новой конструкции хотели сделать что-то авангардное и неожиданное, но авангардные вещи не всегда уместны. Нам говорят, что Эйфелева башня тоже мало кому нравилась поначалу, а сейчас это символ Парижа и Франции. Возможно, авторы конструкции так и думают: мол, нас не поняли, потому что народ у нас отсталый, подходы консервативные. Но я бы не назвал себя консерватором, хотя на тот градсовет шел, чтобы выступить против. Я не раз поддерживал проекты Дениса Герасимова, но тогда сказал, что у нас есть другие площадки, где можно экспериментировать с авангардом: тогда еще было непонятно, что будет с переходами на площади Лыщинского, с выходами из станции «Спортивная».
Сейчас так оформлен один выход из перехода. У часовни над переходом такой козырек не появится — это было бы просто странно. Что касается других выходов из перехода, то это территория мэрии. Обычно если какой-то застройщик строит что-то некрасивое, то его охраняет Градостроительный кодекс: он не нарушает регламенты, а некрасивое здание ему нравится — и всё. Но здесь юрисдикция структур мэрии, и уже не скажешь, какие нехорошие у нас застройщики.
Убрать конструкцию легко — нужна только воля мэра. Инициаторы ее установки могут от демонтажа отказаться, но мэрия средства найдет. Конечно, будет противостояние, сложные разговоры, но вернуть первоначальный вид переходу нетрудно.
К таким объектам может быть разное отношение, но то, что их выносят на обсуждение, что авторы могут выслушать разные мнения, даст им возможность не сесть в лужу. Хотя, конечно, не все застройщики у нас способны испытывать чувство стыда и идти на диалог.
Согласны с автором?
Ранее дизайнер показала, как на самом деле выглядит современная роскошь, и объяснила, почему скандальный «дворец Путина» вызывает только смех.
А до этого новосибирский художник показал, как должны выглядеть вывески, если делать их по правилам — получилось неожиданно стильно.