Известный новосибирский фотограф и руфер Вадим Махоров вновь покорил высоту — на этот раз ею оказался не небоскреб, а 4-километровая вершина Цаст в Монгольском Алтае: горы на территории Сибири тоже достойны картин и открыток. Тем не менее многие места Алтайских гор до сих пор остаются неизведанными и недоступными для обычных туристов — о них знают только очень опытные путешественники. Они выдали НГС.НОВОСТИ пять пока что тайных мест Алтая с потрясающими пейзажами прозрачных озер, диких безлюдных долин и скал всех цветов радуги.
Река Чулышман впадает в Телецкое озеро. Устье напоминает пейзажи зимнего Байкала: толстый слой прозрачного льда с глубокими трещинами, — рассказала путешественница Татьяна Фатеева, оказавшаяся там в феврале. Она советует добираться до долины на полноприводной машине, поскольку единственная дорога туда — перевал Кату-Ярык — очень крутая, серпантином спускается вниз.
«Обычно на Телецкое ездят со стороны поселка Артыбаш, а это противоположный конец озера. Природа отличается: в Артыбаше деревня прям на берегу озера, ходят коровы, бабы с ведрами воды… а тут больше дикая природа — берег озера с этой стороны совсем другой, безлюдный», — вспоминает Татьяна.
В долине можно снять домик, отапливаемый печью, готовить придется самим — стоит взять газовую горелку. Еду лучше привезти с собой, советует путешественница, так как в двух местных деревнях магазинов очень мало и дефицит товаров.
«Летом долину посещают туристы, чтоб посмотреть водопад Учар и каменные грибы, но идти туда зимой не было желания, мы прокатились по всей долине до самого Телецкого озера — около 100 км. Очень красиво!» — описала путешественница.
Село Джазатор (Беляши)
Село расположено в долине реки Джазатор в Кош-Агачском районе — отсюда открывается невероятный вид на Южно-Чуйский хребет. Рядом находится знаменитое благодаря алтайской принцессе плато Укок. Само село окружают высокие снежные горы. Совсем рядом — место слияния рек Катуни и Аргута, недалеко и степь Самаха, а «лес как из сказки», описал директор «Сибирских экспедиций» Родион Житин. Он советует: чтобы попасть из Новосибирска в село, придется преодолеть больше 1000 км — по трассе М52 до Кош-Агача, а от него одна дорога ведет на Джазатор. «После Кош-Агача асфальт заканчивается, идет потом степная грунтовка, и надо, чтобы машина была подготовленная. Надо быть аккуратным — камни, ямы…» — предостерегает путешественник. Он отметил, что, поскольку добираться туда непросто, туристов там крайне мало.
В Джазаторе, на русский манер именуемом Беляшами (этимология не связана с пирожками), живут только казахи, все они, по словам проводника, очень доброжелательны. «Люди живут обособленно. Электричество не дотянуто, и они сами сделали ГЭС. Образец того, как можно жить сами по себе», — восхищается Родион Житин. У них можно снять домик и баню. По словам Житина, необходимо взять теплые спальники и палатки — климат в горах суровый.
Озеро Киндыктыкуль
Озеро с трудно выговариваемым названием Киндыктыкуль (переводится как «озеро с пуповиной») на юго-востоке Алтая относится к ключевым орнитологическим территориям России, но при этом туда гораздо легче попасть, чем к заповедному озеру Джулукуль, сообщил Родион Житин. Так, здесь можно встретить гагар, горных гусей, ягнятников (из семейства ястребиных) и бакланов.
Киндыктыкуль, в которое впадает река Нарын-Гол, располагается на границе с Монголией. Ехать до озера нужно тоже через Кош-Агач, потом по Чуйскому тракту — к селу Жана-Аул, и дальше — через долину Юстыд к пункту назначения через долину Нарын-Гола. Кстати, Юстыд еще называют «долиной смерти» за обилие курганов, отметил путешественник. Дорога сложная — лучше ехать на внедорожнике. Инфраструктуры на озере нет совсем, но иногда летом можно встретить юрты казахов и купить у них молоко, сметану и масло.
«Это не заповедные места, но мало посещаемые и дикие полностью. На озере очень красиво, ярко выраженный альпийский рельеф, острые пики. В горах живут снежные барсы», — завлекает Родион Житин. Кроме барсов недалеко от озера обитают манулы.
Он подчеркнул, что здесь проходит пограничная зона: находиться в ней можно только с российским паспортом. Сразу за озером, в долине реки Нарын-Гол, — 5-километровая зона с границей с Монголией. «Нужен пропуск. Оформляется он заранее через погранотряд в Горно-Алтайске», — предупредил Родион Житин.
Курайский хребет
Туристы обычно едут до Ташанты и поворачивают направо, к горе Актру Северо-Чуйского хребта, а в Курайский не заходят, отмечает инструктор-проводник Максим Лучко. «Курайский хребет со стороны Чуйского тракта — это поля, огороды… А переваливаешь за него, и попадаешь в дикие места», — рассказал он. Дорога до Улагана, поселка рядом с Телецким озером, вполне комфортная для любых автомобилей, а вот от Улагана можно на конях подняться за 1,5 дня или идти пешком 3 дня. Хребет того стоит — здесь разноцветные скалы: оранжевые, зеленые, фиолетовые, сиреневые, с синеватыми отливами; есть ледники и водопады.
Но главное на Курайском хребте — озера. У них нет названий, поскольку туристы сюда почти не заходят — есть разве что Долина трех озер. «Может быть, у местных они как-то называются, но местные туда тоже особо не заходят. У алтайцев эта территория… не очень котируется: живут всякие духи, черти, — поэтому там не шибко гуляют», — заметил инструктор.
Кучерлинское озеро
Оно находится в северных отрогах Катунского хребта. На машине можно доехать до поселка Тюнгур на берегу Катуни, а дальше нужно двигаться по дороге вверх по реке Кучерла через одноименную деревню, рассказал опытный турист Сергей Сальников. Через 10 км дорога заканчивается и начинается тропа, отсюда еще 25 км до озера.
«Ходят с палатками, готовят на костре. Плюсы очевидны — спортивный отдых в красивом месте, здоровый образ жизни. Но на Алтае переменчивая погода, можно попасть туда в неделю дождей, что подпортит впечатления», — рассказывает Сергей.
В дне ходьбы от Кучерлинского — озеро Дарашколь. «Спортивные люди могут зайти на перевал Каратюрек, откуда видно Белуху и можно спуститься в долину реки Аккем», — заключил он.
Мария Морсина
Фото Татьяны Фатеевой (1, 2), Родиона Житина (3), Владимира Лысенко (4, 5), Максима Лучко (6), Дарьи Шапиной (7)