3 декабря в Новосибирске случилось событие, которого город ждал больше 5 лет — открылась эстакада на Южной площади, в районе автовокзала, где с 2008 года возвышались колонны. Третий мост, который, судя по всему, все-таки назовут Бугринским, тоже пережил важный этап — на стройке началась надвижка арки, которая соединит самый длинный пролет в России.
Во вторник, 3 декабря, в Новосибирске пришли в движение сразу два крупных транспортных объекта — эстакада на Южной площади и арка третьего моста через Обь. По первой хлынул поток автомобилей, второй предстоит ползти вперед и вверх со скоростью 9 см в минуту. Открытие развязки и запуск механизма посетил советник Президента РФ Игорь Левитин. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ последовали за ним, чтобы выяснить, как и когда оба события изменят жизнь новосибирцев.
В апреле 2010 года вертолет с Игорем Левитиным (тогда он был министром транспорта РФ) приземлился на пустыре в окружении строительных вагончиков. Он бросил горсть цемента в фундамент первой опоры моста. 3 декабря 2013-го он доехал до середины моста, где смонтирован аванбек — конструкция под углом в 45 градусов. Под напором толкающих телег ярко-красные фрагменты арки будут двигаться по ней вверх и в стороны. Они будут выезжать за аванбек, нависая над поверхностью моста.
«Вот он, наш красавец-мост», — махнул рукой мэр Владимир Городецкий. Игорь Левитин щурился от ветра и загадочно улыбался. Губернатор Василий Юрченко рассказывал ему про точность спутниковой навигации, которая позволит мостовикам не промахнуться и 15 апреля состыковать две части, которые будут стремиться навстречу друг к другу с разных берегов. Арка будет похожа на ярко-красный лук с тетивой в виде проезжей части.
Конструкция будет «ехать» со скоростью 1,5 мм в секунду — работа с каждой парой фрагментов займет не менее 6 суток, объяснили сотрудники «Сибмоста». Всего деталей 88 штук: 44 из них будут собраны на правом берегу, 44 — на левом. Надвигать их будут парами. «Выдвинулись — зафиксировались — подтянули — как гусеница ползет», — описал процесс директор мостоотряда № 38 ОАО «Сибмост» Сергей Соколов.
Первыми на раму встали детали, которые сомкнутся на вершине арки. «Мама и папа», как представил их главный инженер мостоотряда-38 Максим Мельников, встретятся весной 2014 года. Задача инженеров — состыковать выступ одной пары с отверстием другой и затянуть болты. Затем между аркой и проезжей частью натянут ванты, уберут временные опоры — проезжая часть «повиснет» над рекой.
Команду начать надвижку по рации отдал директор мостоотряда-38 Сергей Соколов. В толпе чиновников началось оживление. «Сейчас как ракета полетит», — пошутил кто-то. Но где-то монотонно загудел мотор — и больше ничего не изменилось.
На эстакаде Южной площади специально для советника президента на проезжей части раскинули палатку. В ней висела схема с двумя развязками — уже построенной и перспективной, в районе поворота на Коммунальный мост. Только ее строительство решит проблему с пробками — сейчас их создают автомобили, которым нужно на левый берег, рассказывал вице-мэр Валерий Жарков, вооруженный указкой.
Обошлись без красной ленточки — приказ запустить движение по эстакаде передал по рации начальник ГИБДД Сергей Штельмах. Спустя пару секунд со стороны Бердского шоссе несмело потянулись первые автомобили. Чиновники выстроились вдоль разделительной полосы — немногочисленные водители сигналили им в знак приветствия, а губернатор, кажется, даже помахал рукой.
Движение по противоположной полосе открылось час спустя, когда палатку разобрали, а представители власти укрылись в стенах правительства НСО. Представитель ДПС просто дал сигнал жезлом — за первым автомобилем потянулись следующие.
Движение запустили в рабочем режиме — под эстакадой еще остались строительные заборы. Там будут строить парковку на 300 мест, летом начнут обустраивать территорию. Схема движения уже не изменится, но в июне 2014 года, на День города, развязка будет полностью сдана, к этому моменту «Сибмост» построит надземный переход у автовокзала — отсюда уберут светофор.
Жительница Новосибирска Рената Пономарева через несколько часов после открытия эстакады ехала по проезжей части практически в одиночестве. Водители по привычке сворачивали вниз, под мост — на повороте с ул. Фабричная образовалась пробка. Один из корреспондентов НГС.НОВОСТИ своими глазами наблюдал муки на лице водителя автобуса — после недолгих колебаний он тоже поехал вниз.
В конце рабочего дня ситуация изменилась — после пяти часов вечера на эстакаде в сторону Речного вокзала выстроилась пробка. Автомобилист Александр Тулупов решил не рисковать и проехал по старой траектории. Он признался, что долго ждал открытия развязки, поэтому, несмотря на пробки, заметил и «приятные бонусы» — качественный асфальт и хорошее освещение.
Все водители, с которыми беседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ, выражали недоумение по поводу светофора на съезде с эстакады. Несколько часов он мигал желтым — водители летели в сторону моста,не замечая поворачивающих со стороны Фабричной. Когда светофор заработал, многие водители его игнорировали. Они пытались влезть в крайний правый ряд, чтобы не стоять в пробке из поворачивающих на Коммунальный мост.
Вице-мэр Валерий Жарков объяснил, что светофор уберут, когда водители привыкнут, — но когда преодоление опасного поворота войдет в коллективное бессознательное, он сказать затруднился. Больше суток после открытия автофорумы гудели (эстакаду прозвали «горбом Городецкого» и жаловались на ее бесполезность) — за то, что она просто ставит водителей перед выбором: ехать по старому маршруту или по новому — под фонарями. Всего на развязку было потрачено 2,35 млрд руб.
Дарья Староверова
Фото Ольги Бурлаковой (1), Александра Ощепкова (2–4, 6–14), sibmost.ru (5)