Вечером 21 апреля на Димитровском мосту образовалась нетипичная для этого времени пробка. Причина была не в ДТП — плачущая женщина смотрела, как внизу уходит под воду ее выпрыгнувший с моста муж. За минуту до этого супруги ссорились в салоне такси, водитель которого был вынужден остановиться по требованию дебошира. Позже стало известно частичное объяснение импульсивного поступка погибшего — он был психически нездоров. Имел ли право таксист высаживать пассажира на Димитровском мосту, из-за чего умирают «прыгуны» с мостов и как объяснить весеннюю волну самоубийств — в материале НГС.НОВОСТИ.
В 20 часов в воскресенье, 21 апреля, по Димитровскому мосту в сторону правого берега Оби ехало темно-зеленое такси LADA Granta. В салоне автомобиля стоял шум и крики — пассажиры, мужчина и женщина, ожесточенно спорили. Внезапно мужчина потребовал у водителя остановить автомобиль. Таксист притормозил на крайней правой полосе — у ограждения пешеходной дорожки. Пятидесятидвухлетний мужчина выскочил из машины, едва не упал, вычистив курткой правое заднее крыло «Лады», перешагнул дорожку и выпрыгнул за небольшое — менее метра высотой — ограждение моста.
«Сначала мы думали, что на мосту ДТП. Но потом увидели, что вокруг разбитых машин нет. Женщина лет сорока стояла, плакала и говорила по мобильному телефону. Сразу догадались, что кто-то спрыгнул с моста», — рассказывает проезжавшая мимо в 20:05 девушка-очевидец. По данным полиции, находившаяся в машине женщина была женой неуравновешенного мужчины.
Очевидцы утверждают, что мужчина бил жену прямо в салоне такси. «Они дрались еще в районе площади Труда. Мужчина вышел из машины и пытался вытянуть жену. Таксист прикрикнул на него, дебошир сел в салон, и они снова поехали», — описывает очевидец.
Полет самоубийцы продолжался около 2 секунд — расстояние до воды от полотна Димитровского моста примерно 30 м. После падения в воду температурой около 7 градусов Цельсия мужчину понесло течением со скоростью примерно 1 м/с.
Очевидцы не стали медлить и тут же позвонили в полицию. Сразу же в путь отправился катер спасателей.
На место происшествия прибыли машина МЧС, «скорая помощь» и две машины полиции. Спасатели на катере обнаружили тело мужчины примерно в километре ниже по течению от Димитровского моста — напротив так называемой «Нахаловки». В полиции отказываются называть причину смерти мужчины, ссылаясь на тайну следствия. По словам эксперта из «Новосибирского областного бюро судебно-медицинской экспертизы» Владимира Тихонова, в подобных случаях смерть зачастую наступает от утопления. «При падении с высоты и ударе о воду человек получает сотрясение мозга и может даже на короткое время потерять сознание. В таком состоянии он и захлебывается водой, тонет», — отмечает специалист.
В Железнодорожном межрайонном следственном отделе частично пролили свет на причину суицида. По данным следователей, погибший мужчина состоял на учете в психиатрическом учреждении, и незадолго до трагедии супруга забрала его из учреждения, где он был на процедурах.
После появления первых сообщений о случившемся на Димитровском мосту новосибирские водители на интернет-форумах разделились на два лагеря. Одни утверждают, что остановка на мосту запрещена и водитель такси нарушил ПДД, а другие — что никакого нарушения нет. Старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД по НСО Алексей Толочный пояснил, что остановка на Димитровском мосту не запрещена. «На Димитровском мосту имеется по три полосы движения в каждую сторону, а ПДД запрещает остановку только в том случае, когда на мосту или путепроводе две или одна полоса движения в каждую сторону», — отметил специалист.
Директор компании «Твое такси» Матвей Демиденко рассказал, что бьшая часть неадекватных пассажиров отсеивается на этапе приема заказа.
Поскольку зачастую так ведут себя пьяные люди, оператор может отказать в приеме заказа человеку, который «двух слов связать не может» под действием спиртного. Второй этап — это посадка. Водитель имеет право отказаться от поездки с агрессивно настроенными пьяными пассажирами. Если поездка уже началась, то водитель постарается довезти клиентов до места в любом случае. Когда есть реальная опасность, водитель нажимает специальную кнопку в автомобиле, и к нему спешит помощь. В отдельных случаях приходится даже вызывать полицию. «В любом случае водитель такси должен быть психологом, чтобы постараться успокоить буйного пассажира. Иногда пассажиры ведут себя крайне неадекватно — например, недавно нашу малолитражку Daewoo Matiz попросту перевернули на крышу», — рассказал Матвей Демиденко.
Помимо трагедии на Димитровском мосту за последние две недели в сибирских городах участились случаи суицидов. Психотерапевт Александр Буцких объяснил весеннюю волну самоубийств: «Лето и зима воспринимаются как «стабильные» и понятные времена года. Любой ребенок сразу назовет свои ассоциации — трава, солнце, снег и пр. Весна и осень — это периоды переходные, когда все меняется и частично теряет стабильность. Помимо «потери стабильности» есть фактор физиологический — весной случаются обострения различных хронических заболеваний. Психически нездоровые люди — это своеобразные «маячки», которые раньше всех реагируют на формирование напряжения в коллективном бессознательном».
Марк Волков
Фото thinkstockphotos.com