В минувшие выходные врачи областного родильного дома приняли уникальные роды. Будущая мама поступила с редким заболеванием крови, встречающимся у двадцати человек из ста тысяч. С ее патологией, когда практически не работает система свертываемости крови, противопоказана не только беременность, но вообще любая хирургическая операция. Тем не менее, консилиуму врачей удалось выбрать нужную тактику ведения родов, и все завершилось благополучно. Сейчас малышка, которая родилась с массой 1,5 килограмма, проходит курс терапии в реанимационном отделении, а мама восстанавливается в обычной родовой палате. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, как часто новосибирским акушерам приходится принимать роды с риском для жизни.
Как пояснил автору главный акушер-гинеколог Новосибирской области Александр Шаклеин, изначально у будущей мамы (женщины немногим менее 30 лет) не было никаких противопоказаний. Это была ее первая беременность, долгожданная, и ничто не предвещало осложнений.
При этом заболевании в крови у человека очень низкое содержание тромбоцитов, объяснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в пресс-службе департамента здравоохранения области, то есть практически не работает система свертываемости крови, а значит, противопоказано любое хирургическое вмешательство, даже обычный укол. «Никакую терапию женщина не получала, беременность прерывать уже было нельзя, поэтому было принято решение принимать роды, и женщине были назначены препараты, повышающие уровень тромбоцитов в крови», — говорит Александр Шаклеин. Одновременно в областном роддоме был собран консилиум врачей, на котором было принято решение, что роды могут быть исключительно самопроизвольными.
В итоге все прошло успешно. Роды длились 16 часов, схема родовспоможения была прописана буквально по секундам, рядом с роженицей находились все ведущие специалисты облроддома — акушеры-гинекологи, гематологи, реаниматологи.
На дорогостоящие препараты для свертывания крови и другую лекарственную помощь из бюджета здравоохранения Новосибирской области ушло 1,5 миллиона рублей. «Ребенок родился недоношенным — около 1,5 килограмм, но чувствует себя хорошо и сейчас проходит курс терапии в реанимационном отделении, с мамой также все нормально», — говорит Александр Шаклеин.
По словам заведующего областным роддомом Дмитрия Хоптяна, минимум раз в месяц его врачам приходится принимать роды «с риском для жизни», а впервые подобные операции в облроддоме провели еще в начале 2000-х годов.
Корреспонденту НГС.НОВОСТИ удалось поговорить с сестрой одной из первых матерей-героинь, которая была прооперирована в Новосибирске с диагнозом «аутоиммунная тромбоцитопения» (АИТ). «11 лет назад моей сестре Ирине было 29 лет, и у нее был диагноз АИТ, она постоянно находилась на гормонах, перенесла операцию по удалению селезенки, — вспоминает Лариса Ендовицкая. — Ирина уже пробовала рожать в 27 лет, зная о своем диагнозе, но ребенок умер через неделю после рождения. И, собственно, рожать второго решила именно потому, что сама каждый день проживала как последний». Чтобы родить второго, Ирина Маршева переехала из Казахстана в Новосибирск, потому что местные врачи прямо говорили, что «в Америке бы, например, с вами бы даже разговаривать не стали, а насильно абортировали с таким диагнозом, и все». Однако в новосибирском роддоме № 6 сказали, что хоть диагноз и страшный, но «плакать некогда, будем рожать».
«Заведующий родильным отделением Сергей Шульга сделал тогда все что можно, и роды прошли успешно, — продолжает Лариса Ендовицкая. — А какое на самом деле чудо произошло, мы поняли, когда после родов сестра пришла на плановый прием к гематологу и он честно признался, что уже не ожидал ее увидеть. Сейчас наш парень учится в гимназии, а сестра живет в обычном режиме».
По словам Дмитрия Хоптяна, который сам принял уже более шести тысяч родов, отдельные выдающиеся успехи новосибирских врачей-акушеров не являются только их персональной заслугой.
«В последнее десятилетие рамки вынашивания беременности при различных соматических заболеваниях значительно расширяются, так как улучшаются возможности медицины и лекарственного обеспечения, — говорит Дмитрий Хоптян. — Поэтому те женщины, которые раньше прерывали беременность из-за абсолютных противопоказаний, например женщины с пересаженными почками или с искусственными клапанами, сейчас вынашивают и рожают. Не без высокого риска, конечно, но раньше это было просто невозможно». При этом отдельные выдающиеся успехи новосибирских врачей-акушеров Дмитрий Хоптян объясняет не их профессиональной исключительностью, а «развитой системой родовспоможения, которая, по сравнению с другими регионами, в Новосибирской области действительно на высоком уровне».
Андрей Ткачук
Фото naekran.ru