Прокуратура Новосибирской области закончила расследование одного из уголовных дел о заказном убийстве в августе 2001 года вице–мэра Новосибирска Игоря Белякова. Под суд идет только непосредственный исполнитель убийства, 25-летний бывший военный снайпер, ветеран второй Чеченской кампании. Имена заказчиков и посредников по-прежнему остаются неизвестными. Не установлен и мотив покушения на вице-мэра. Расследование продолжается.
Одно из самых громких в Новосибирске заказных убийств произошло 7 августа 2001 года. Вице-мэр города, директор департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Игорь Беляков был застрелен рано утром по дороге на работу: чиновник ехал из своего загородного дома в мэрию. Его служебная «Волга» попала под огонь киллера на участке шоссе перед поворотом, где обычно автомобили сбавляют скорость. Убийца, вооруженный автоматом Калашникова, сначала обстрелял лобовое стекло, а потом, когда автомобиль остановился, добил вице-мэра выстрелами в упор. Водитель чиновника остался жив, с места происшествия убежал и вызвал милицию. Киллер к этому моменту уже успел скрыться.
Убийство Игоря Белякова тогда было воспринято в обществе не то чтобы как должное, но без особого удивления. По мнению правоохранительных органов, чиновник был определенным образом связан с миром криминала, и вообще он являлся неоднозначной фигурой. По характеру боец, до всего ему было дело.
На посту заместителя мэра Беляков занимался наведением финансового порядка на крупнейшем за Уралом рынке мелкооптовой и розничной торговли - Гусинобродском. Он выполнял поручение мэра по увеличению доходов, получаемых казной города от арендаторов, занимающихся торговлей на рынке. Сотни миллионов рублей уходили «вчерную» в качестве дани представителям преступных группировок, которые и по сей день держат рынок под своим контролем. В 2001 году была изменена форма собственности рынка: МУП (муниципальное предприятие) «Вещевой рынок» упразднили, а на его месте создали ОАО «Гусинобродское» со 100-процентным муниципальным капиталом. Однако довести преобразования до конца Игорю Белякову не удалось.
Кроме вещевого рынка, Беляков занимался и вопросами реформирования рынка наружной рекламы, но все-таки основной причиной его убийства считался передел собственности на Гусинобродской «барахолке». (Кстати, сменивший Белякова на его посту другой вице-мэр Валерий Марьясов также стал жертвой заказного убийства. Он продолжал дело своего предшественника: реформировал Гусинобродский рынок. Марьясова застрелили 1 марта 2004 года)
Только в апреле этого года, спустя почти 4 года после покушения, следствию удалось продвинуться в расследовании убийства вице-мэра Игоря Белякова. Оперативники окружного управления МВД России вышли на след непосредственного исполнителя – киллера.
Им оказался 25-летний молодой человек (на момент убийства ему был всего 21 год), бывший снайпер Минобороны РФ. Его задержали в городе Стрежевом Томской области.
О подозреваемом известно, что он, попав в ряды вооруженных сил по призыву, проходил службу в конце 90-х годов не территории Чеченской республики, где принимал непосредственное участие в боевых действиях. За что и был награжден правительственными наградами. Однако жизнь снайпера «на гражданке» не сложилась. Молодой человек не мог найти работу, постоянно менял место жительства.
Летом 2001 года один из знакомых подозреваемого предложил совершить убийство новосибирского вице-мэра. Экс-снайпер согласился. 7 августа 2001 года приятели приехали к месту предполагаемого убийства на автомобиле посредника. Киллер пошел делать свое дело, посредник оставался в машине. После убийства киллер сел в машину, получил гонорар за работу – 10 тысяч долларов, и сообщники скрылись с места преступления.
В ходе расследования подозреваемый отказался сообщить имена посредника, организаторов и заказчика убийства вицэ-мэра. Поэтому считать это преступления полностью раскрытым пока нельзя.
«Достоверно не уставлен и мотив совершения убийства, не выявлена вся цепочка заказчик-организатор-посредник. Уголовное дело в отношении этих лиц выделено в отдельное производство, расследование продолжается», - сообщил следователь по особо важным делам прокуратуры Новосибирской области Андрей Метелев.
Что касается непосредственного исполнителя, то материалы по нему уже направлены в Новосибирский областной суд. Молодому человеку предъявлены обвинения по ч.2 ст. 105 УК РФ «Убийство по найму». Скорее всего, по просьбе обвиняемого, дело будет рассматривать суд присяжных.
Дмитрий Косенко, специально для НГС.НОВОСТИ