Развлечения «Транс»: глубокое проникновение

«Транс»: глубокое проникновение

Гипнотическая красавица путешествует в подсознании и снах героя, чтобы взломать его мозг

На экраны вышло кино про глубокое внедрение сексуальной докторши-гипнотизера в лабиринты подсознания пациента; кино-головоломка про обманчивую реальность, которая во внезапном финальном выверте оказывается иллюзией или ложью. В руках Дэнни Бойла, режиссера культового для поколения 90-х «На игле» и ужасно всем полюбившегося недавно «Миллионера из трущоб», такая штуковина имеет все шансы оказаться одним из лучших фильмов года.

Справка: «Транс» (Trance; Великобритания, 2013) — триллер. Банда нанимает красавицу-гипнотизершу, чтобы проникнуть в сознание потерявшего память соучастника и узнать, куда он спрятал похищенную картину Гойи. Реж. — Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб»). В ролях — Джеймс МакЭвой («Особо опасен»), Венсан Кассель («Ненависть», «Багровые реки»), Розарио Доусон («Город грехов», «Доказательство смерти»). 101 мин. 18+

Торги, на которые выставлена картина Гойи «Ведьмы в воздухе», прерываются налетом грабителей. Сотрудник аукционного дома Саймон, действуя по инструкции, уносит картину в хранилище, — но его настигают, проламывают голову и отнимают оцененный в двадцать миллионов фунтов шедевр. Позже грабители обнаруживают, что вместо картины унесли пустую раму. А вышедший из больницы Саймон (почти сразу выясняется, что он был в доле и помогал налетчикам) после черепно-мозговой травмы не помнит, почему собирался кинуть подельников и — главное — куда он успел спрятать картину. Вначале сотоварищи пытаются помочь Саймону все вспомнить с помощью плоскогубцев и прочих негуманных методов, а когда это не срабатывает — зовут доктора, практикующего гипноз.

Доктор Элизабет Лэмб оказывается воистину гипнотической красавицей, да и ввести пациента в транс ей — как опытной медсестре кровь из пальца взять. Она быстро выясняет, для чего ее пытаются использовать, и требует взять себя в долю. С появлением в мужском коллективе нуарной роковой женщины Элизабет атмосфера электризуется. Помехи влечения и ревности дополнительно искажают и без того загадочную картину — в подсознании Саймона вместо местоположения краденого обнаруживаются очень странные вещи. В гипнотических сеансах Саймон бродит по Лондону своей памяти, ища забытый секрет: подсказка может скрываться, например, во вдруг принесенной приснившимся курьером посылке или чьем-то «айпаде».

То, что герои ищут картину именно Гойи, сам режиссер Дэнни Бойл объясняет тем, что Гойю можно считать первым художником, который сосредоточился именно на рисовании человеческого внутреннего, снов разума, чудовищ, которые живут в твоей голове. Через два века после Гойи художники только этим и занимаются. «Транс» уже издалека выглядит близкой родней «Психозу» и «Бойцовскому клубу», «Малхолланд драйв» и «Вечному сиянию чистого разума», «Началу» и «Помни». Кстати, бросается в глаза, что во всевозможных списках любимых и культовых фильмов доля фильмов такого толка (закручивающих реальность в ленту Мёбиуса) несоразмерно больше их процента от кинематографа вообще. Современные люди думают о том, не обманывают ли их, не меньше, чем современники Гойи — о муках ада, поэтому кино о шаткости реальности всегда вызывает такой восторг.

Кино же, которое заявляет, что развертывает на большой экран сны, содержание чужой головы, по сути дела показывает более интимные вещи, чем порно, — и более волнующие в силу их недостижимости: мы не помним бьшую часть своих снов, а воспоминания о даже запомнившихся испаряются.

Поэтому «Транс» выглядит так многообещающе. Это не первый фильм, который строится как гипнотический сеанс со зрителем, — так уже делал, скажем, Ларс фон Триер в «Европе». В некотором роде это жульничество: вроде как неловко задавать вопросы про нестыковки в сюжете (а в «Трансе» их много), когда весь его можно трактовать как обманку, наваждение, иллюзию.

Тут есть одна плохая новость: для крутого криминального триллера «Транс» слишком заумен. А как интеллектуальный аттракцион типа «Начала» или «Малхолланд драйв» (сложи сюжет тридцатью тремя не предусмотренными автором способами) «Транс» выглядит — но на самом деле не работает.

Детальки пазла, вроде бы утыканные соответствующими крючками, между собой не очень-то сцепляются, да и охоты возиться с ними, в общем-то, нет. Поэтому после просмотра остается некоторое ощущение, что нас обманули, — но это уже после, и, как известно, на сеансах гипноза с разоблачением такое бывает. Зато смотреть «Транс» не скучно: он брызжет энергией — агрессивной, сексуальной, кинематографической. Собственно, если описывать стиль режиссера Бойла, который снимал все на свете — от космической фантастики до индийского кино, — это и будет слово «энергичный», и этого у него не отнять, даже когда он не придумывает ничего особо нового. Ничего нового к своим амплуа не добавляют и исполнители главных ролей, но тоже искрят: и МакЭвой в роли истерика с потеющими пальцами, и совершенно феерический Кассель, и Розарио Доусон, которая встает голой над залом в полный рост, демонстрируя герою тайный знак — интимную стрижку наголо.

Елена Полякова

Кадры из фильма — kinopoisk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист НГС взялся изучать язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Лучшее средство — стать бедными»: обозреватель НГС ответил всем, кого смущают трудовые мигранты
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Город без лица. Главред НГС — о вырубке деревьев в центре и подходе мэрии к благоустройству Новосибирска
Анонимное мнение
Мнение
«Медведьева, езжай в свой аул»: журналистка НГС отвечает читателям, которые пишут в редакцию письма и комментарии
Настасья Медведева
Журналист
Мнение
«Хватит издеваться над людьми»: журналистка НГС — о том, как ремонт Димитровского моста взбесил половину Новосибирска
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления