
Пока взрослые конфликтуют, успеваемость детей ухудшается — и это может стать еще не самым страшным последствием
В новосибирской школе № 145 разгорелся конфликт, далеко выходящий за рамки учебного процесса. Мама одной из шестиклассниц обвинила ее одноклассников в странном и опасном поведении: срывах уроков, кражах и даже демонстративном самоповреждении. Не найдя понимания у классного руководителя, она пожаловалась буквально во все инстанции, включая полицию и Следственный комитет. Проверки в школе привели к удивительной ситуации: у части класса резко упала успеваемость по истории, которую детям преподает директор. НГС поговорил с автором заявлений и мамой «с другой стороны баррикад», чтобы понять, что происходит в школе и осталось ли место в конфликте взрослых интересам 12-летних детей.
«Начали резать руки в классе»
Ситуация в классе, где учится ее дочь, говорит сибирячка Юлия (имя женщины изменено по ее просьбе), была неидеальной с самого начала. С первого же класса в коллектив попали сразу трое ребятишек из якобы неблагополучных семей, которые мешали учебе всех остальных детей, но повлиять на них учителя не могли.
То кто-то из детей прятался на перемене в шкафу, чтобы прямо посреди урока выпасть из него и сорвать занятие, то драка заканчивалась сотрясением. А еще в классе, по словам Юлии, регулярно бывали случаи мелких краж. От этого, утверждает женщина, нескольких детей из их класса за предыдущие пять лет перевели в параллельный.
«Одна из девочек, Регина (имена несовершеннолетних героев публикации здесь и далее изменены в соответствии с требованиями законодательства. — Прим.ред.), украла у моей дочери Анфисы школьную карточку и купила себе на нее сок, — говорит женщина. — По словам дочки, она оставила карточку на столе и ушла в туалет, а когда вернулась, увидела, что та лежит иначе, а на парте у Регины стоят два сока. Дочка проверила баланс и обнаружила, что денег не хватает».
По словам Юлии, это был не первый такой случай: Регину якобы уже ловили на воровстве, и это беспокоило всех, кроме мамы девочки, которая не участвовала ни в родительских собраниях, ни в обсуждениях в родительском чате.
В шестом классе же девочка якобы придумала себе новое, еще более опасное «развлечение».
«Осенью они с подружкой начали резать руки, прямо на уроках, и предлагать другим детям сделать то же самое: давали в руки лезвия, говорили „ну давай, вскройся“. Я уточню: им по 12 лет, и мы (родители. — Прим. ред.) просто офигели, когда это узнали, — кратко обрисовала ситуацию в классе Юлия. — Одна из них выкладывала фото окровавленных рук в своем телеграм-канале».
Юлию, впрочем, волновало и другое. По ее словам, нездоровая обстановка начала сказываться на успеваемости всех детей в классе, и в начале учебного года от них даже отказалась учительница русского языка. Разговоры с классной руководительницей якобы не дали никаких результатов, а потом от дочки Юлия узнала: в том, что трое проблемных ребят странно и пугающе себя ведут, по версии учителей, виноваты все остальные одноклассники.
«Все родители по очереди говорили с классной руководительницей. Она отвечала: „Мы над этим работаем, мы все решим“. А потом на наших детей начали жаловаться учителя: мол, что мы за класс такой, должны на этих троих детей (Регину, ее подругу и третьего мальчика. — Прим.ред.) влиять. То есть, родителям, школе, ПДН до этих троих нет дела, а влиять на них должны наши дети! — возмутилась мама шестиклассницы. — На них навешивают какую-то коллективную ответственность».
Отчаявшись решить ситуацию внутри класса, Юлия и еще 14 родителей написали о ней во все инстанции, которые сочли компетентными: в минобр, полицию, Следственный комитет. Но это отчего-то не улучшило ситуацию, а только усугубило ее.
«Мы подавали заявления в электронном и бумажном виде, бумажное подписали 15 человек [из 19 в классе]. Пришли нам отписки: или „мы этим не занимаемся“, или „в школе проведена проверка“ — вроде как, отвалите. Ответил только Следственный комитет на заявление о краже», — рассказала Юлия.
«Не знаю, чем мы ей так насолили»

Светлана говорит, что до 6 класса никаких конфликтов в школе № 145 не было
Совсем иначе выглядит ситуация со стороны Светланы, мамы «неблагополучной», по словам Юлии, Регины. Женщина уверяет: Регина и Анфиса дружат, и до шестого класса никаких конфликтов в классе не было. Пока мутить воду не начала сама Юлия.
«Для меня вся эта ситуация с заявлениями была очень удивительной. Не знаю, чем мы так Юлии насолили, потому что сами девочки очень хорошо общаются, — сказала Светлана. — И вся эта история для меня была внезапной — личных претензий ко мне никто не высказывал, остальные родители этот „сабантуй“ втихаря устроили. Когда полиция приехала проверять [изложенные в коллективном заявлении доводы], начали вызывать всех, кто под ним подписался. И они все пошли на попятную, кроме той мамы, которая это и затеяла».
По словам Светланы, остальные родители в классе даже не смогли сформулировать, чего хотят от якобы неблагополучных одноклассников своих детей, — только твердили, что мечтают о дружном классе.
То, что поведение Регины далеко от примерного, Светлана не отрицает. Кража карточки, говорит она, действительно имела место, но ситуация сразу же была исчерпана: узнав о ней, Светлана наказала Регину и вернула ее однокласснице 100 рублей. Дочка, говорит женщина, извинилась перед Анфисой, а Юлия же якобы сказала, что претензий не имеет. Правда, после этого подала заявление в СК.
А вот эпизод с «опасным поведением» Светлану сначала явно перепугал не на шутку, но очень скоро женщина успокоилась — она в присутствии полицейских убедилась, что ее дочь цела и невредима.
«Мне когда полицейские сказали, что хотят Регину осмотреть, у меня аж паника началась. Я сама ее тут же, при учителях и милиционерах, до трусов раздела, и у нее ни одного пореза на теле нет. Они все дружно переглянулись, а потом показали мне фотографию с перевязанной рукой. Я поглядела — а рука не наша, плед на фоне не наш, стол не наш. Это не Регинино фото, и не ее подружки» — рассказала женщина.
Как оказалось, объяснила она, подруги решили привлечь к себе внимание пугающим способом: скачали фото в интернете и опубликовали его в закрытом телеграм-канале для одноклассников. Не было у девочек, по словам Светланы, и бритвенного лезвия — только его имитация.
«Была, не знаю, как назвать, деталька от строгалки. Они ее раскрутили непонятно зачем, и Регина с ней ходила. Потом, по просьбе Анфисы, отдала эту детальку ей, а уже Анфиса пошла к классному руководителю. Вот так у них, видимо, все и началось», — предположила женщина.
Акт второй: те же и директор
Но на этом ситуация, разумеется, не закончилась. Как говорит Юлия, она заметила резкое ухудшение успеваемости по истории у Анфисы, а когда обсудила проблемы с другими родителями, узнала, что проблемы с этим предметом оказались не только у ее дочери. Это обстоятельство Юлия связала с тем, что историю у их 6-го класса преподавала лично директор школы.
«Начала нашим детям ставить плохие оценки, говорит, что они плохой класс и прочие гадости. Я приходила к ней на личную встречу, и директор прямым текстом сказала, что когда родители вмешиваются [в школьные дела], у детей идет все плохо, — заявила Юлия. — Мы так понимаем, она неприкосновенная: делает, что хочет, как какой-то местный божок. Рассказывала, что наши проверки вообще ни к чему не приведут, и нашим детям станет только хуже. Я посмотрела на нее и подумала: ну, это прямая угроза».

Еще с осени 2024-го детские проблемы медленно, но неуклонно начали превращаться во взрослый конфликт
Светлана занижений оценок не заметила: если что-то у Регины получается, ей ставят пять, а если чего-то не выучила, приносит из школы заслуженные тройки и двойки. При этом она заметила, что до конфликта в 6-м классе родители в директоре души не чаяли.
Дозвониться до директора школы № 145 НГС не удалось: два дня по номеру школы в рабочее время никто не отвечал, а когда после 5 часов вечера трубку все же брали, оказывалось, что директор уже ушла домой. Зато на вопрос о том, что происходит в 6 классе, рассказали в мэрии Новосибирска. По информации муниципальных служащих, только в городской департамент образования на конфликты в школе жаловались дважды.
«В Департамент в декабре 2024 года поступали обращения о конфликтной ситуации, рассказали в мэрии. — По фактам, указанным в обращениях, департаментом изучена деятельность образовательной организации. Администрацией школы разработана дорожная карта по урегулированию конфликтной ситуации, реализуются запланированные в ней мероприятия. С обучающимися, нарушающими дисциплину, проводится профилактическая работа».
Мнение психолога
Клинический психолог Татьяна Жеребная предположила, что ситуация с «опасными» фото, которые стали самой яркой деталью конфликта, может свидетельствовать о том, что девочкам не хватает внимания.
» Сложно, что-то конкретное сказать о мотивах данных действий, но скорее всего, хотели привлечь к себе внимание, не задумываясь о последствиях. Не думаю, что они планировали заполучить именно такое внимание, где из них пытаются сделать изгоев, обеспокоенные родители других учеников, — заметила психолог. — Опираясь на информацию по данной ситуации, которая мне доступна, я считаю, что девочки ничего угрожающего не несут в окружение сверстников. У других детей есть своя голова на плечах и родители, которые могут предотвратить подобное поведение».
Татьяна Жеребная обратила внимание на то, что канал, похоже, вообще не предназначался для родителей — а значит, скорее всего, девочки пытались привлечь внимание ровесников. Причин для этого может быть множество: от неразделенной любви до буллинга в классе. Но когда ситуация вышла на уровень взрослых, в классе начали созревать совсем другие проблемы.
«С девочками важно было бы поговорить по душам, попробовать выяснить причину такого поведения, узнать о переживаниях, дать понять, что их могут поддержать и они могут открыться. Объяснить, что если они хотели привлечь внимание или разобраться со своими переживаниями, то это можно сделать другими, положительными способами, — заметила психолог, -сейчас сложно предположить, как окружающие подростки отнесутся к данной ситуации, смогут ли поддержать девочек, или начнется какой-то буллинг», — заметила психолог.
При этом у причинения себе вреда есть и еще одно возможное последствие — подражательство.
«Это были просто фотографии, но самоповреждение, которое еще называют селфхармом, может иметь и подражательный характер, — отметила психолог. — Если кому-то удалось привлечь внимание, нанося себе вред, это может стать причиной попробовать и другому подростку. Именно по этому родителям стоит быть более внимательными к своим детям, больше наблюдать за ними, общаться по душам, интересоваться жизнью и больше дарить родительского тепла».
По словам психолога, эпизод с кражей тоже не особенно меняет общую ситуацию. Сам факт кражи может объясняться как завистью, так и попыткой привлечь внимание к себе. Но судить, откуда взялся его недостаток, клинический психолог, не зная всех подробностей ситуации, не берется.
Ранее НГС писал о том, как второклассника обвинили в срыве учебного процесса в бердском учебном заведении. В другой школе сибирячка довела директора до увольнения — она написала на него 42 заявления.