О работе стриптизеров ходит немало легенд. Говорят, что они много зарабатывают (в Новосибирске месячная «зарплата» профессионала может доходить до 200 тыс. руб. в месяц), и подозревают в проституции. Профессиональная стриптизерша Елена (сценический псевдоним Матильда) согласилась рассказать о тонкостях и проблемах своей профессии. Девушка сравнивает свою работу с балетом. Основной доход ей приносят частные заказы и гастроли по клубам России и другим странам. Матильда рассказала НГС.РАБОТА о конкуренции, самых популярных образах и почему девушки уходят из профессии.
Расскажите о себе: как вы пришли в профессию?
Я архитектор по образованию, с детства занималась танцами — 6 лет классической хореографии. Отучилась в институте, попробовала поработать 3 месяца, поняла, что это не мое — сидячая работа, а мне нужно движение. Говорят, что самая лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби. У меня как раз такой вариант.
Как происходит выбор псевдонима? Почему Матильда?
Когда-то давно на канале MTV была передача «12 злобных зрителей». И там была такая Матильда в купальнике, которая выходила, переставляла какие-то циферки и уходила. Мне она очень нравилась, я подумала: «Было бы прикольно, если бы меня так же объявляли».
Где вы нашли первую работу?
Сейчас у нас везде обучают. Когда я начинала танцевать, такого не было. Я периодически ходила в Alpen Grotte — смотрела программу. Мне очень нравилось, как там девочки танцуют, хотелось так же научиться. Сначала я думала — научусь для себя. А потом клуб «Голодный койот» начал набирать артистов. Я поехала к ним после пар. Прихожу и говорю: «Хочу у вас работать». Они меня взяли. Недели две я училась, ходила на тренировки, все коленки в синяках, потом начала танцевать. А все остальное уже в процессе работы пришло.
Сначала я работала в клубе в составе шоу-балета, потом ушла оттуда. Я защищала диплом в институте, мне не до этого было. Потом через знакомых устроилась в другой клуб. А по городу я начала работать где-то 4–5 лет назад. Появляются знакомые, директора — они и зовут на работу.
Легко ли найти работу новичку без опыта?
Сейчас много заведений, куда набирают артистов без опыта работы, — это, как правило, стрип-холлы: «Зажигалка», «Винтаж» и другие. Там девчонки танцуют на сцене, а потом общаются с гостями: приватные танцы, консумация. Они находятся в клубе с 10 до 6 утра, работают строго по графику. В таких заведениях, как Alpen Grotte, «Койот», свой шоу-балет, это другая специфика работы.
А вы как работаете?
Меня специально приглашают. Мне звонят в пятницу-субботу арт-директора разных клубов: «Приедешь сегодня? Во сколько?». Я приезжаю, танцую и забираю деньги. Я танцую в Alpen Grotte на after-party раз в неделю, обычно по субботам, иногда меня зовут Posh и клуб «Отдых». Вообще зовут разные заведения — кальянные, например, Shisha. Основные заработки — по частным заказам: мальчишники, дни рождения, корпоративы. Самые популярные праздники — Новый год и 23 февраля. В этот день (23 февраля. — М.К.) бывают заказы к 9 утра, притом что у меня ночной образ жизни.
Какие образы вы используете? Из чего состоит ваша программа?
Полицейский всем очень нравится, с плеткой, горничная. В последнее время часто просят изобразить училку — наверное, влияние сериалов. Танец делится на контактный и бесконтактный. Бывает просто стриптиз — я танцую на сцене, а бывает — надо кого-нибудь вытащить [из зала] или для именинника станцевать. Как правило, все столпятся, я его потрогаю — а меня трогать нельзя. Обычно это бывает весело, чувак в шоке сидит. (Смеется). Все сразу снимают на телефоны: «О, компромат!». Недавно ездила танцевать в одну фирму — у начальника был день рождения. Ему устроили сюрприз, говорят: «Зайди туда в одежде, скажи, что по поводу заказа стройматериалов такого-то человека. Потом мы тебе музыку включим». Было прикольно — оказывается, я актриса!
То есть нужно уметь играть?
Да, бывает нужно — всякие розыгрыши устраивают. Помимо хореографии нужны артистизм и харизма. Внешность очень важна, себя подать, преподнести правильно. Не надо никого копировать, надо быть индивидуальностью — тогда будет спрос, всем будет интересно.
С какого возраста девушки приходят в стриптиз? И когда пора с ним завязывать?
По-разному, сейчас девчонок с 18 лет берут работать. Когда надо выходить из профессии? Не знаю. Пока выглядишь хорошо, конкурентоспособна — мне кажется, можно танцевать в любом возрасте. Периодически мне поступают предложения из сферы шоу-бизнеса — [организовать] что-нибудь свое или пойти арт-директором. В какой-то момент, когда мне надоест, я просто соглашусь.
А сколько вам платят?
У меня танец стоит 3-4 тыс.: 3 в заведении и по городу, 4 — если ехать далеко. Сколько выходит в месяц, я не считала. Мне хватает.
Основной заработок приносят выступления в клубах или частные заказы?
Частные и гастроли: я была в Китае, в Таиланде и по городам России. На 14 февраля поеду в Усть-Каменогорск. Это тоже клубы зовут. На частные мероприятия в другие города опасно ездить. (Смеется.)
Это же вообще профессия, сопряженная с риском?
Да. Я вообще не езжу на квартиры. Точнее езжу, но редко: когда точно уверена, что там безопасно — звонит кто-то знакомый или девушки заказывают: «Я своему мужу хочу сделать подарок».
А родные нормально воспринимают такой способ заработка?
Сейчас уже да, но не сразу. Когда родные узнали, чем я занимаюсь, были претензии: «Мы тебе дали образование, а ты какой-то фигней занимаешься — в клубах танцуешь». Но моим родителям никогда не приходило в голову, что я могу оказывать интимные услуги. Этого нет, и никто не думает, что я этим занимаюсь. А потом они поняли, что этого достаточно, чтобы себя содержать и им помогать. На все, что мне нужно, я зарабатываю, денег не прошу.
У вас много постоянных зрителей и поклонников? Есть ощущение, что вот она — слава?
У меня нет короны и звездной болезни. (Смеется.) В какой-то момент я поняла, что меня узнают везде: приеду на мойку тачку мыть или зашли с подругой в магазин. Бывает приятно, когда подойдут: «Нам так нравится, как вы танцуете». Часто пишут в «ВКонтакте» — а я там в основном по работе, — спрашивают, есть ли продолжение. Раньше меня это бесило, а теперь уже все равно.
Какие еще минусы в вашей профессии?
Когда пытаются полапать руками — неприятно, приходится убирать руки. Но это редко. Я обычно езжу на частные заказы, напрямую общаюсь с человеком и уже понимаю, адекватная там компания или нет.
Когда я начинала по клубам работать, такое было: выхожу я на сцену, толпа людей — все веселые, все пьяные. Надо кого-то вытащить, посадить на стул. И надо понимать, кого можно вытаскивать, а кого нет, потому что бывает всякое. Бывает, начинают сами танцевать, начинают убегать, очень редко — бывают агрессивные. Начинают руки тянуть, я уберу, он снова тянет, я по рукам ударю — он пытается ударить в ответ. Сама виновата, такого вытащила. Потом я уже научилась разбираться.
Бывает, приезжаешь куда-нибудь на гастроли, отработаешь программу. Потом подходит арт-директор и говорит: «Сколько? Там человек хочет заплатить любые деньги». Неприятно — человек позвал тебя на работу как танцовщицу, а потом начинает это всё… Но это неизбежно.
В Новосибирске много работает профессиональных стриптизерш?
В клубах сидит много девчонок, насколько профессионально — не могу судить, потому что не бываю в таких заведениях. Девочки, у кого язык подвешен, задерживаются в стрип-холлах. Они там нормально зарабатывают. Найти работу по разным заведениям сейчас очень тяжело, потому что нужно вывозить конкуренцию. Но тусовка небольшая, и на самом деле это хорошо. У нас нет конкуренции между собой, каждая заняла свою нишу. На городе сейчас мальчиков больше, чем девочек, а раньше наоборот было.
Почему так?
Девочки идут работать в стрип-холлы, там проще и выгодней для начинающих. Психологически тяжело потом из такого заведения выйти на город. Я по себе могу сказать: когда ты привык танцевать на сцене, ходишь под музыку, что-то делаешь, большинство гостей не особо на это смотрит. Они сидят, болтают между собой. Это проще психологически, чем когда ты выходишь — а на тебя все смотрят. Они реально будут оценивать, что ты будешь делать, им не всё равно, чтты станцуешь. Это большая разница. Меня в первое время просто трясло перед выходом на сцену. А для мальчиков-стриптизеров нет заведений такого плана.
Мальчикам платят больше?
По-разному, каждый сам назначает себе цену. Мы недавно в Alpen Grotte с артистами обсуждали эту тему. «Почему у вас приват стоит больше, чем у девочек?». Оказалось, девочкам дают больше чаевых. Мужчины — посетители более платежеспособные, чем женщины. Открыли бы у нас что-то типа «Зажигалки» с мальчиками — я бы ходила!
От чего зависит уровень заработка в стрип-холлах? От того, сколько съест клиент?
Сколько приватных танцев она станцует. Еще есть эскорты — они выкупаются и могут уехать тусить в другое заведение, там уже никто не следит. Они там нормально зарабатывают.
Это связано с интим-услугами?
Есть такое мнение, оно распространено. Я не буду отрицать, что такая возможность там есть, потому что гость выкупил. Но, естественно, девочки сами соглашаются. Это уже личное дело каждого, но спрос есть. Одно из наших заведений сильно испортило себе репутацию, потому что там было очень много таких девочек. Гости рассказывали мне, что там… не выходя из клуба. Потом всех этих девочек повыгоняли, но репутация осталась. Поэтому и думают про нас, что мы все такие.
Есть возможность сочетать стриптиз с семейной жизнью или с постоянным бойфрендом?
Насколько я знаю, все, кто выходят замуж и заводят детей, — уходят. Как правило, мужья бывают против. Думаю, это ревность. Мне не приходилось с этим сталкиваться, потому что я не завожу отношений. У меня были отношения со стриптизером — ревности не было, потому что человек сам в этой сфере. Очень мало таких мужчин, которые с пониманием к этому отнесутся. Чувство собственничества будет его есть.
Некоторые феминистки считают, что профессия стриптизерши объективизирует тело женщины. Это словно продажа себя, танец ради чужого удовольствия. Как к этому относитесь?
Балерина в театре тоже танцует, ей за это платят — то же самое. Не каждый сможет красиво станцевать и раздеться при этом. И чтобы тело было такое красивое, что на него было приятно посмотреть. У меня бывают заказы от девушек с нормальной ориентацией, которые любят стриптиз. Она мне говорит: «Я вообще не понимаю мужской стриптиз, мне не нравятся мужики-стриптизеры. А вот женский стриптиз — это красиво». Раз такое есть, значит, это искусство.
Фото предоставлено Матильдой (1), Ольги Бурлаковой (2)