То, что вы проводите на работе по 10 часов и больше, еще не гарантирует впечатляющих профессиональных успехов. Более того, как считают психологи, чем больше времени в течение дня человек проводит за работой, тем менее эффективной эта работа может становиться. Корреспондент НГС.РАБОТА поговорила со специалистами в разных областях, чтобы понять, как строится их рабочий день и можно ли в нем найти место отдыху, хобби и прочим глупостям, которые так украшают нашу жизнь.
Семен Гринштейн, инженер-тестировщик: «Если человек работает на государственную компанию, то рабочий день можно сокращать, никто этого не заметит. Это связано не с тем, что никто не следит, а с тем, что менее жесткий план и нет таких больших нагрузок, как в коммерческой компании. В небольшой частной фирме ты всегда на виду, и из тебя постараются выжать все, что можно. Работодатели хотят, чтобы все были загружены по максимуму, и принято, чтобы сроки горели. Всегда почему-то мы чего-то не успеваем, а зарплата от этого обычно не увеличивается.
Работа тестировщика требует предельного внимания. Мозг человека чисто и продуктивно работает не более четырех часов. Разумеется, у каждого свой запас прочности. Дальше уже бесполезно его эксплуатировать. Он же не робот. При такой интенсивной работе я бы сократил рабочий день тестировщика до 6 часов. Это максимальный период, когда погрешность ошибок очень низкая. Но сокращение рабочего дня — это не панацея. Эта мера не решает корневой эксплуататорской проблемы.
Но есть единицы, кто позволяют работать дома, в удобное время. Эта тенденция идет с Запада. Лед, как говорится, тронулся. В отличие от разработчиков, тестировщикам проще все это организовать, потому что они работают с готовым продуктом, который доступен через интернет. Программистам, конечно, в этом смысле сложнее».
Юрий Федоров, программист: «Айтишники — это отдельная каста работников, и загонять их в строгие рамки 8-часового рабочего дня бесчеловечно. Разработчик эффективен тогда, когда ему удобно и комфортно работать, потому как написание кода — процесс творческий. Сокращение рабочего времени теоретически может увеличить эффективность, но все зависит от человека. Для тех, кто любит оттягивать выполнение работы до последнего, да, сокращение времени даст результаты — увеличит рабочую эффективность.
Если вместо восьми часов человек будет работать пять, но он будет это делать в авральном режиме, не отвлекаясь ни на что.
Кроме этого, у него будет стимул — больше времени на отдых. Единственная проблема — программистам сложно перестраиваться на другой график. У них голова уже привыкла работать в определенном режиме, поэтому могут начаться проблемы с памятью, забываться информация, теряться мысли. Я знаю таких людей, которые привыкли работать от звонка до звонка 8 часов, обложившись конфетами и кока-колой. И когда пытаешься что-то менять, они теряются и не могут перестроиться.
Мне комфортнее выполнять работу постепенно, брать несколько задач и последовательно вести их, возвращаясь, если необходимо, исправить или добавить. Другие не могут так — им надо погрузиться полностью в работу и сделать все от начала и до конца. Третьим вообще надо смертельно устать, когда все посторонние мысли реально отключаются, чтобы сесть и в экстренном режиме закончить проект. Я могу отработать полный рабочий день без обеда и буду чувствовать себя достаточно комфортно. Отключиться от работы помогает музыка. Включишь в наушниках и через пару минут уже посвежел».
Надежда Лошманова, менеджер рекламного отдела: «Мой рабочий день официально начинается в 9:00, но я прихожу к 8:30, потому что отвожу ребенка в школу. И я знаю, что у меня есть полчаса свободного времени. За полчаса я успеваю выпить чаю, посмотреть почту и сложить шарики. И с 9:00 уже начинается полноценная работа.
В общей сложности в течение рабочего дня на разговоры с коллегами, обсуждение новых туфель, платьев и пирогов уходит час-полтора.
Это помогает наладить отношения в коллективе, поддерживать дружеские связи и настрой, что мы одна команда. Эффективность работы зависит от вложенных усилий. Чем интенсивнее ты работаешь, чем больше звонишь клиентам, тем больше отдачи. Люди тебя постоянно слышат и про тебя всегда помнят, и если возникает такая необходимость, то первым звонят тебе, потому что ты всегда на связи с ними. Важны и личные встречи. Они, конечно, отнимают больше времени и сиюминутно много денег не приносят, но это своего рода дивиденды на будущее.
Сокращение рабочего времени не сделает продажников эффективнее. У нас такая работа, что клиенты находятся на местах до трех часов. После трех прямых контактов с ними уже нет и непосредственного зарабатывания денег тоже. Остается мелкая техническая работа. Сделав ее, можно уйти пораньше. Строгих правил на этот счет нет. Высиживать положенные 8 часов никто не заставляет».
Анна Комонова, бухгалтер: «Эффективность работы бухгалтера не зависит от продолжительности его рабочего дня. У бухгалтерии работа есть всегда, и главное уметь распределить ее равномерно. Бывает, что задерживаешься, когда, например, проверки налоговой. Тогда и мы должны оперативно отреагировать, потому что достаточно короткие сроки.
Наиболее эффективно работаешь, когда начинаешь планировать свои действия. Я это делаю еженедельно. И затем провожу анализ невыполненных заданий и причин, почему это случилось. Невозможно работать безотрывно в течение 8 часов, поэтому у нас в графике предусмотрены чайные паузы, чтобы отвлечься, пообщаться с коллегами. Я считаю, что моя работа разнообразная, поэтому не происходит ежедневной перегрузки и усталости. Они накапливаются обычно к концу недели. Конечно, я бы не отказалась от сокращения рабочего дня, потому что очень люблю разводить цветы, а сейчас времени на это катастрофически не хватает».
Фото thinkstockphotos.com