Гипермаркет «Ашан» представил потребительскую корзину — набор продуктов, необходимый для обеспечения одного человека в течение 15 дней. У французской сети гипермаркетов получилось, что новосибирец может прожить месяц, потратив всего 1780 рублей. При этом Новосибирскстат посчитал, что стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2009 года снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 4 %, но все равно превысила цифру «Ашана» — составив 2255,64 рубля. Конкуренты усомнились в сбалансированности продуктовой корзины «Ашана» и заявили, что часть позиций можно купить по еще меньшей цене.
«Ашан» сформировал из товаров российского производства так называемую потребительскую корзину — набор продуктов стоимостью 889,34 руб., рассчитанный на обеспечение одного человека в течение 15 дней. Целью магазина было показать пример того, как в «Ашане» можно делать покупки с ограниченным бюджетом.
«Покупатели «Ашана» хотят, чтобы за те же 500 рублей, которые они тратили в 2008 году на какое-то количество товаров, в 2009 году они могли купить столько же и, может быть, даже больше», — объяснил появление заранее просчитанной корзины директор гипермаркета «Ашан» в Новосибирске Сергей Реуцкий и рассказал, что кризис заставляет концентрироваться на выпуске товаров под собственной торговой маркой, которые традиционно на 20–30 % дешевле, чем товары известных марок.
Справка: В потребительскую корзину вошли: багет «Пшеничный» производства «Ашан» 450 г — 17,95 руб.; вода минеральная «Утренняя роса» 1 л — 13,64; геркулес «Пассим» 400 г — 14,3; зеленый горошек EPR —15,32; гречка «Пассим» 800 г — 20,32; капуста белокочанная 2,5 кг — 25,33; картофель 2 кг —19,5; кетчуп томатный острый EPR — 14,06; кефир «Жуланка» — 18,27; колбаса «Дорожная» СПК — 24,1; колбаса «Крестьянская» СПК — 32,77; лук репчатый 680 г — 10,4; майонез «Чудесница» 460 мл — 8,46; макароны в ассортименте 2 кг — 38,16; манка «Пассим» 700 г — 18,29, мармелад EPR малина 300 г — 19,94; мармелад EPR яблоко 300 г — 20,58; масло подсолнечное EPR 1 л — 38,24; масло сливочное «Утянка» 200 г — 17,40; молоко «Жуланка» 2 л — 33,1; морковь 1 кг — 26,4; мука «Новосибирский мелькомбинат» 1 кг — 16,3; набор для тушения «Октябрьская птицефабрика» 639 г — 38,95; нектар ананасовый EPR 1 л — 20,78; путассу 700 г — 47,99; пшено «Пассим» 800 г — 21,21; рис «Пассим» 800 г — 38,49, сахар EPR 1 кг — 33,13; свекла 1 кг — 23; сметана «Жуланка» весовая 468 г — 16,14; соль «Илецкая» — 7,78; суповой набор «Говядина» 999 г — 58,31; творог «Жуланка» весовой 502 г — 59,5; хлеб ржаной «Бородинский» производства «Ашан» — 25,95; яйцо куриное 1 дес. — 25,75; чай черный в пакетиках EPR — 9,2.
Руководитель по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова пояснила, что специальную выкладку потребительской корзины в одном месте делать не стали. «Если это товар под торговой маркой «Ашан», он понятен и заметен. Товары новосибирского производства также идут с маркировкой, которая означает, что они априори востребованы покупателями и на них цена ниже, чем у федеральных поставщиков. Человек сам может собрать подобную корзину в нашем магазине, и ее стоимость может быть даже ниже — поскольку дешевых продуктов гораздо больше».
Правда, структура потребительской корзины Новосибирскстата распределилась несколько иным образом: 29 % средств нужно потратить на хлеб, крупы и макаронные изделия, 20,4 % — на плоды и овощи, 18,8 % — на мясо и мясопродукты, 14,4 % — на молочные продукты, 4,5 % — на рыбу и рыбопродукты, 4,4 % — на жиры, 3,4 % — на сахар и кондитерские изделия, 2,1 % — на яйца.
Менеджер по стратегическому маркетингу холдинга «Сибирский Гигант» Мария Бей считает, что в корзине «Ашана» переоценено значение круп, недооценены фрукты и овощи и недостаточно мясных продуктов.
В компании «Холидей» посчитали, что стоимость аналогичной корзины, приобретенной в их сети, составляет 770 рублей, исключая две неопределяемые позиции, и дает по сравнению с ценами «Ашана» 8 % экономии. «Принято считать, что низкие цены бывают только в гипермаркетах, но это совсем не так. Гипермаркеты хороши набором и широтой ассортимента. Если же вы ищете действительно низкие цены, надо ездить в дискаунтеры. В таких магазинах нет ошеломляющего выбора продуктов, ассортимент представлен только повседневными ходовыми продуктами. Именно это позволяет добиваться реальной экономии, поскольку компания не несет затраты на выкладку «неходовых» товаров, которые, естественно, накладываются на повседневный ассортимент», — прокомментировал руководитель отдела маркетинга компании «Холидей» Дмитрий Кувшинов.
Случайная выборка показала, что позиции в магазинах «Удобный» или сопоставимы по цене с ашановскими, или незначительно ниже. В частности, 800 г гречки «Агромастер» стоят 19 руб., 1 кг колбасы «Казачья» — 80 руб., а десяток куриных яиц — 24,5 руб. «Подобные попытки сформировать «минимальный набор продуктов» практически всегда как минимум грешат определенными ограничениями и допущениями, как максимум — «рекламируют» продукты определенных производителей», — считает руководитель отдела развития сети магазинов «Удобный» Павел Козлов.
Елена Сафронова
Фото Стаса Соколова (1) и автора (2)