

Эдриан Броуди в роли архитектора Ласло Тота в фильме «Бруталист»
Фильм «Бруталист» был одним из главных претендентов на «Оскар» — он получил сразу 10 номинаций, но серьезный американский эпос неожиданно обошла эксцентричная и дерзкая «Анора». Брэди Корбет не стал лучшим режиссером (хотя очень старался), зато Эдриан Броуди взял статуэтку за лучшую мужскую роль. Отзывы на фильм получились смешанные: кинокартина сложная и перемудрённая. Корреспондент НГС Алёна Золотухина тоже решила сложить о нем мнение — публикуем ее впечатления (осторожно, спойлеры).
Очень долгое кино
«Бруталист» — история о периоде жизни венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота. Вторая мировая война позади, впереди — новый мир, в который стремительно врывается герой Эдриана Броуди, и мы вместе с ним. В буквальном смысле: камера довольно продолжительное время «едет» вдоль трассы, создавая эффект погружения в кинопространство. Этот прием в фильме используют затем еще не раз, втягивая выпавшего из повествования зрителя обратно.
Три с половиной часа, три части фильма и даже один антракт — во время фестивальных показов просмотр прерывался на 15 минут, давая зрителям возможность отдохнуть. Говорят, в это время заинтересованные заглядывали в будку кинематографиста, желая лично убедиться в том, что фильм снят на широкоформатную 70-миллиметровую пленку, ведь современное кино снимают на пленку форматом 35 мм.

Красивые кадры мраморного карьера и не только — как минимум пейзажи в фильме хороши
Несмотря на продолжительность, «Бруталист» завлекает, но оставляет после себя тяжелый осадок. Возможно, так и задумывалось: чтобы зритель выходил из кинозала будто придавленный бетонным блоком. Работа Брэдли Корбета серьезная, сложная и несомненно запоминающаяся. Россыпь наград на предыдущих премиях получена совершенно заслуженно. Правда уместить увиденное в голове зрителю не подготовленному трудновато — это как за день до экзамена учить пройденную за семестр программу.
Маленький человек в большой Америке
Фильм затрагивает последствия холокоста и иллюзию свободы для эмигрантов. Здесь же — ода архитектуре наряду с экзистенциальной драмой. Картина поражает своей фундаментальностью и масштабом, кадры с изображением горных хребтов и мраморного карьера усиливают эффект: мол, оцените, насколько мал человек в этом огромном мире.

Готовясь к роли Ласло, Эдриан Броуди ориентировался на историю своей матери, которая не захотела жить в социалистической Венгрии и бежала в Америку
Можно предположить, будто перед нами история реально существовавшего человека, но на самом деле это не так. Существует версия, что Брэдли Корбет вдохновился биографией еврейского архитектора Марселя Брейера, автора легендарного Баухауса — немецкой школы архитектуры и дизайна, но прямых пересечений его судьбы с главным героем нет.
Архитектор Ласло Тот — вымышленный персонаж, еврей, переживший холокост. Он смог вырваться из лап нацизма и попал в американский капитализм. В Штаты он приплывает со сломанными носом и жизнью и старается начать новую.
Получается с переменным успехом. Камера снимает Ласло сверху — герой полон надежд и вдохновения. Камера показывает Ласло снизу — тот плещется в колодце душевных терзаний. С женой Эржебет его разлучили немцы, в Европе также осталась племянница Зофия, и Ласло ищет способы соединиться с родными на новой «свободной» земле.
Бруталист, брутализм, брутальность
Название фильма — «Бруталист» — можно трактовать по-разному. Первое и самое логичное — производное от архитектурного направления, в котором работал главный герой (хотя критики утверждают, что работы вымышленного архитектора выполнены в стилистике функционализма).
К брутальности нас уводит и любимый архитектором бетон, из которого он строит свое здание. Брутализм здесь — скорее, завуалированный синоним капитализму: жесткому, категоричному.
Брутален ли при этом сам Ласло Тот? Сложно сказать. Он выдерживает натиск обрушившихся на него проблем, но при этом душа его трещит по швам, а сам он склонен к самобичеванию и зависим от героина. Насколько это брутально?
На мой взгляд, самый брутальный персонаж этой истории — женский. Жена Ласло — козырь режиссера, сыгранный в конце партии. Эржебет продемонстрировала невероятное мужество и силу духа, ее финальная сцена пробирает до мурашек. Стальная женщина — не зря ее монологи чередуют с документальными вставками о ценных качествах американской стали. И если Ласло возводит стены, Эржебет — стальной каркас, который их держит.
Награды

У фильма было 10 номинаций на «Оскар», три — победные
Фильм взял призовую статуэтку на «Оскаре» за лучшую операторскую работу. При этом кажется, что на экране все как-то не так, неудобно, запутанно — мы привыкли смотреть другое кино. Но отсутствие последовательности, горизонтальные титры, фрагментарные документальные вставки, игра с фокусом и ракурсом, длительность сцен, снятых одним кадром, — все это делает работу оператора Лу Кроули особенной.
Композитор фильма Дэниэл Блумберг получил статуэтку за лучший саундтрек — и его работа действительно впечатляет.
Эдриан Броуди награжден как лучший актер. Это вторая его победа на «Оскаре», первая — за работу в фильме «Пианист» 2003 года. В «Бруталисте» Броуди обнажает перед зрителем душу персонажа настолько, что начинаешь кожей ощущать глубину его страданий.
Что еще можно сказать о фильме

Яркая (и шокирующая) роль Гая Пирса — таким мы его еще не видели
Идея Брэди Корбета стоящая, но при реализации он будто перестарался. Хватался за все, что-то бросил, что-то уронил и не заметил, довел до финиша как смог. Некоторые эпизоды казались лишними, целостность повествования нарушалась — если это эпос, то он должен быть последовательным. Для арт-хауса такой стиль изложения, пожалуй, допустим, но, насколько мне известно, цели снять арт-хаусное кино у режиссера не было.
Брэди Корбет промчался галопом по Европам, но умудрился сделать это так, что, несмотря на массу замечаний и несостыковок, кино все равно нравится. Возможно, если пересмотреть его во второй или даже в третий раз (с положенным антрактом), появится больше понимания.
Предположу, что члены жюри на «Оскаре» тоже устали разбираться в скрытых смыслах и решили присудить победу Шону Бэйкеру, у которого все гораздо проще. Серьезное и фундаментальное кино победило в прошлом году (тогда лучшим фильмом был признан «Опенгеймер»), а в этом можно и посмеяться: как-никак «Анора» — частично комедия.
Уже посмотрели «Бруталиста»?
Еще немного вокруг «Оскара»:
Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова.
«Еду не берите»: журналист НГС посмотрела омерзительный боди-хоррор с Деми Мур — и пришла к выводу, что эта история о нас с вами.
«Впереди — война»: почему «Дюну» лучше смотреть в кино — отзыв на самый ожидаемый фильм года.