Культура обзор «Он трещит по швам — насколько это брутально?» Честный отзыв об «Оскаре» Эдриана Броуди и фильме, которому нужен антракт

«Он трещит по швам — насколько это брутально?» Честный отзыв об «Оскаре» Эдриана Броуди и фильме, которому нужен антракт

Почему «Анора» обошла проблемного и монументального «Бруталиста» на «Оскаре»

Эдриан Броуди в роли архитектора Ласло Тота в фильме «Бруталист» | Источник: kinopoisk.ru Эдриан Броуди в роли архитектора Ласло Тота в фильме «Бруталист» | Источник: kinopoisk.ru

Эдриан Броуди в роли архитектора Ласло Тота в фильме «Бруталист»

Источник:

Фильм «Бруталист» был одним из главных претендентов на «Оскар» — он получил сразу 10 номинаций, но серьезный американский эпос неожиданно обошла эксцентричная и дерзкая «Анора». Брэди Корбет не стал лучшим режиссером (хотя очень старался), зато Эдриан Броуди взял статуэтку за лучшую мужскую роль. Отзывы на фильм получились смешанные: кинокартина сложная и перемудрённая. Корреспондент НГС Алёна Золотухина тоже решила сложить о нем мнение — публикуем ее впечатления (осторожно, спойлеры).

Очень долгое кино

«Бруталист» — история о периоде жизни венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота. Вторая мировая война позади, впереди — новый мир, в который стремительно врывается герой Эдриана Броуди, и мы вместе с ним. В буквальном смысле: камера довольно продолжительное время «едет» вдоль трассы, создавая эффект погружения в кинопространство. Этот прием в фильме используют затем еще не раз, втягивая выпавшего из повествования зрителя обратно.

Три с половиной часа, три части фильма и даже один антракт — во время фестивальных показов просмотр прерывался на 15 минут, давая зрителям возможность отдохнуть. Говорят, в это время заинтересованные заглядывали в будку кинематографиста, желая лично убедиться в том, что фильм снят на широкоформатную 70-миллиметровую пленку, ведь современное кино снимают на пленку форматом 35 мм.

Красивые кадры мраморного карьера и не только — как минимум пейзажи в фильме хороши | Источник: kinopoisk.ru Красивые кадры мраморного карьера и не только — как минимум пейзажи в фильме хороши | Источник: kinopoisk.ru

Красивые кадры мраморного карьера и не только — как минимум пейзажи в фильме хороши

Источник:

Несмотря на продолжительность, «Бруталист» завлекает, но оставляет после себя тяжелый осадок. Возможно, так и задумывалось: чтобы зритель выходил из кинозала будто придавленный бетонным блоком. Работа Брэдли Корбета серьезная, сложная и несомненно запоминающаяся. Россыпь наград на предыдущих премиях получена совершенно заслуженно. Правда уместить увиденное в голове зрителю не подготовленному трудновато — это как за день до экзамена учить пройденную за семестр программу.

Маленький человек в большой Америке

Фильм затрагивает последствия холокоста и иллюзию свободы для эмигрантов. Здесь же — ода архитектуре наряду с экзистенциальной драмой. Картина поражает своей фундаментальностью и масштабом, кадры с изображением горных хребтов и мраморного карьера усиливают эффект: мол, оцените, насколько мал человек в этом огромном мире.

Готовясь к роли Ласло, Эдриан Броуди ориентировался на историю своей матери, которая не захотела жить в социалистической Венгрии и бежала в Америку  | Источник: kinopoisk.ru Готовясь к роли Ласло, Эдриан Броуди ориентировался на историю своей матери, которая не захотела жить в социалистической Венгрии и бежала в Америку  | Источник: kinopoisk.ru

Готовясь к роли Ласло, Эдриан Броуди ориентировался на историю своей матери, которая не захотела жить в социалистической Венгрии и бежала в Америку

Источник:

Можно предположить, будто перед нами история реально существовавшего человека, но на самом деле это не так. Существует версия, что Брэдли Корбет вдохновился биографией еврейского архитектора Марселя Брейера, автора легендарного Баухауса — немецкой школы архитектуры и дизайна, но прямых пересечений его судьбы с главным героем нет.

Архитектор Ласло Тот — вымышленный персонаж, еврей, переживший холокост. Он смог вырваться из лап нацизма и попал в американский капитализм. В Штаты он приплывает со сломанными носом и жизнью и старается начать новую.

Получается с переменным успехом. Камера снимает Ласло сверху — герой полон надежд и вдохновения. Камера показывает Ласло снизу — тот плещется в колодце душевных терзаний. С женой Эржебет его разлучили немцы, в Европе также осталась племянница Зофия, и Ласло ищет способы соединиться с родными на новой «свободной» земле.

Бруталист, брутализм, брутальность

Название фильма — «Бруталист» — можно трактовать по-разному. Первое и самое логичное — производное от архитектурного направления, в котором работал главный герой (хотя критики утверждают, что работы вымышленного архитектора выполнены в стилистике функционализма).

К брутальности нас уводит и любимый архитектором бетон, из которого он строит свое здание. Брутализм здесь — скорее, завуалированный синоним капитализму: жесткому, категоричному.

Брутален ли при этом сам Ласло Тот? Сложно сказать. Он выдерживает натиск обрушившихся на него проблем, но при этом душа его трещит по швам, а сам он склонен к самобичеванию и зависим от героина. Насколько это брутально?

На мой взгляд, самый брутальный персонаж этой истории — женский. Жена Ласло — козырь режиссера, сыгранный в конце партии. Эржебет продемонстрировала невероятное мужество и силу духа, ее финальная сцена пробирает до мурашек. Стальная женщина — не зря ее монологи чередуют с документальными вставками о ценных качествах американской стали. И если Ласло возводит стены, Эржебет — стальной каркас, который их держит.

Награды

У фильма было 10 номинаций на «Оскар», три — победные | Источник: kinopoisk.ru У фильма было 10 номинаций на «Оскар», три — победные | Источник: kinopoisk.ru

У фильма было 10 номинаций на «Оскар», три — победные

Источник:

Фильм взял призовую статуэтку на «Оскаре» за лучшую операторскую работу. При этом кажется, что на экране все как-то не так, неудобно, запутанно — мы привыкли смотреть другое кино. Но отсутствие последовательности, горизонтальные титры, фрагментарные документальные вставки, игра с фокусом и ракурсом, длительность сцен, снятых одним кадром, — все это делает работу оператора Лу Кроули особенной.

Композитор фильма Дэниэл Блумберг получил статуэтку за лучший саундтрек — и его работа действительно впечатляет.

Эдриан Броуди награжден как лучший актер. Это вторая его победа на «Оскаре», первая — за работу в фильме «Пианист» 2003 года. В «Бруталисте» Броуди обнажает перед зрителем душу персонажа настолько, что начинаешь кожей ощущать глубину его страданий.

Что еще можно сказать о фильме

Яркая (и шокирующая) роль Гая Пирса — таким мы его еще не видели | Источник: kinopoisk.ru Яркая (и шокирующая) роль Гая Пирса — таким мы его еще не видели | Источник: kinopoisk.ru

Яркая (и шокирующая) роль Гая Пирса — таким мы его еще не видели

Источник:

Идея Брэди Корбета стоящая, но при реализации он будто перестарался. Хватался за все, что-то бросил, что-то уронил и не заметил, довел до финиша как смог. Некоторые эпизоды казались лишними, целостность повествования нарушалась — если это эпос, то он должен быть последовательным. Для арт-хауса такой стиль изложения, пожалуй, допустим, но, насколько мне известно, цели снять арт-хаусное кино у режиссера не было.

Брэди Корбет промчался галопом по Европам, но умудрился сделать это так, что, несмотря на массу замечаний и несостыковок, кино все равно нравится. Возможно, если пересмотреть его во второй или даже в третий раз (с положенным антрактом), появится больше понимания.

Предположу, что члены жюри на «Оскаре» тоже устали разбираться в скрытых смыслах и решили присудить победу Шону Бэйкеру, у которого все гораздо проще. Серьезное и фундаментальное кино победило в прошлом году (тогда лучшим фильмом был признан «Опенгеймер»), а в этом можно и посмеяться: как-никак «Анора» — частично комедия.

Уже посмотрели «Бруталиста»?

Да, годное кино
Три с половиной часа, вы с ума сошли?
Начал, но бросил
Кино не смотрю и ваш «Оскар» мне не интересен

Еще немного вокруг «Оскара»:

Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова.

«Еду не берите»: журналист НГС посмотрела омерзительный боди-хоррор с Деми Мур — и пришла к выводу, что эта история о нас с вами.

«Впереди — война»: почему «Дюну» лучше смотреть в кино — отзыв на самый ожидаемый фильм года.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления