![Просто магия. Кто и как делает самые красивые елочные игрушки, пугающее оружие и невероятные костюмы для Оперного театра За три года художник-бутафор Тимур Гуляев создал почти 50 кукол для украшения елок в Новосибирском театре оперы и балета | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/58/22/c55822b1d6079a4614d49118cc941885/656x438_1:5593_6926a3d7bbe0cd30450a29098b9d8f82@3000x2000_0xsQ8ZQ2FQ_9443151946948030970.jpg.webp)
Самые красивые елочные игрушки Новосибирска — в Оперном театре. Необычными куклами, похожими на актеров, здесь украшены сразу три елки. С ними фотографируется весь город, когда в канун Нового года и на каникулах идет посмотреть «Щелкунчика» и другие постановки. Делает куклы-игрушки художник-бутафор Тимур Гуляев. Но это далеко не главная его работа — театральный художник сам делает оружие и обувь для героев и отвечает за сценографию и костюмы ряда постановок. Мы побывали в его мастерской и увидели то, что не видят обычные зрители. Отправляйтесь на экскурсию вместе с нами.
А чтобы разглядеть невероятно красивых кукол в деталях, посмотрите этот фильм. На этот раз наш видеооператор Антон Дигаев снял настоящую сказку. Кроме кукол-игрушек, вы увидите изящное оружие, гигантский скелет, сову из «Гарри Поттера» и даже фрагменты премьеры оперы «Кащей Бессмертный» — от эскиза до воплощения на сцене. Смотрите сами:
В фойе Новосибирского театра оперы и балета зрителей встречают сразу две елки — одна украшена куклами-персонажами из «Щелкунчика», на другой — самые разные герои, включая принца Лимона, Чиполлино и Горного короля. Тимур Гуляев останавливается у чудища и начинает с любовью переставлять куклу так, чтобы ее было лучше видно.
— Идея висела в воздухе, оставалось только ее взять рукой и создать этих персонажей. Нас попросили украсить елку для фойе куклами Щелкунчиков, и первый вопрос, который мы задали, — почему только Щелкунчиков. Репертуар театра обширен, разнообразен, и персонажей в нем много. Ярких, интересных, самобытных. И уже три года мы делаем этих кукол, каждый раз дополняя уже имеющееся количество свежими персонажами с премьер, — начинает свой рассказ художник-бутафор.
В первый год для елок сделали 25 кукол, сейчас их количество приближается к 50. Художник использует самые разные материалы — и проволоку, и дерево, и пенопласт, и кожу, и ткань, и искусственные волосы.
![В театре оперы и балета решили не ограничиваться персонажами только сказки «Щелкунчик». Это — лисичка из оперы «Терем-теремок» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/e8/fb/9ae8fbfdbb6ab11d46ac8ce4129628f3/656x438_1:5593_0b03969f7ed574443402d14668af2a2c@3000x2000_0xbKRg0psW_4380065441607349766.jpg.webp)
Кроме Тимура Гуляева, за 4 сезона над куклами поработали более 10 человек. Это Людмила Бурая, Анастасия Сафронова, Дарья Куценко, Алина Мухамеджанова, а также Евгения Кондакова, Наталья Медведкина и Наталья Холева. Принимали эпизодическое участие Иван Покатилов, Денис Лепешев и Антон Круппа.
![Чудище прячется позади одной из елок на первом этаже | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/45/76/88/45768810c49e1ca7cf823fe44927200f/656x438_1:5593_6a3a69f21dce89abd3d9af9be4d13ea6@3000x2000_0xaAZtYNVC_9188508331795086505.jpg.webp)
Некоторые куклы имеют портретное сходство с исполнителями. Любимые куклы Тимура Гуляева — те, что больше всего похожи на образ:
— Это дело чести художника — образ должен совпадать не только по костюму, но и по наиболее узнаваемой части. По лицу. Поэтому, конечно, любимчики есть — это те, которые похожи-похожи. Когда человек посмотрел постановку, вышел, посмотрел на елку и увидел то же самое, что он только что видел на сцене, только не фотографию, а куколку. Ее степень воздействия гораздо мощнее.
![Кот в сапогах очень похож на артиста, который исполняет эту роль. Модель для портретирования — Евгений Козырев | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/03/a1/a003a1e2838d83725056a7c201f0924c/656x438_1:5593_fb50335c2d414f269bf8da4f2c24e412@3000x2000_0xUTcKUvrP_7522663714259292914.jpg.webp)
![Людоед из того же «Кота в сапогах» чем-то похож на Константина Буинова | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/19/de/2a19de3aafd53f484edf74253bc74f1c/656x438_1:5593_1b66e395dc681c14cd604917503b6d8c@3000x2000_0x5upVkdJT_0287269191856912069.jpg.webp)
В этом году коллекция елочных игрушек-кукол пополнится персонажами из премьер сезона. А пока зрители могут рассмотреть на главной елке уже знакомых героев — крысу и солдатика из «Оловянного солдатика», девочку «Нафу» (поросенка), Моцарта из оперы «Моцарт и Сальери», рыцаря-охранника из «Кота в сапогах», «Красную шапочку», императора из оперы «Турандот».
![По словам художника-бутафора, зрителям очень нравится девочка «Нафа», потому что похожа на исполнительницу роли | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/da/56/37/da56373faed1be42cd694f37939673b6/656x438_1:5593_8e41265724be5d474e683b19fadec512@3000x2000_0xMZIItarU_8113425182420115660.jpg.webp)
![У стойкого оловянного солдатика именной карандаш и надпись: НОВАТ, 2019 год | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/26/b0/1b26b0bb30824b255c28156583045899/656x438_1:5593_c6edac15c5cb9ce92e2eafe08717c10c@3000x2000_0xVzMDVnry_2679936798522530495.jpg.webp)
![Моцарт на елке без Сальери | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/01/5f/34/015f34756306bbc645e89909aca2d9f7/656x438_1:5593_5e6a4cd0ea04a0881475efc812fb7870@3000x2000_0xK4jijSAx_0569540632195439525.jpg.webp)
Из волка получился настоящий французский хулиган.
— Когда были первые репетиции, артист, который играл волка, успел немного обрасти, и получился такой маргинальный французский хулиган в большой кепке, с шейным платком, с щетиной. Я говорю: «Классно, для образа очень подходит. Он выглядит более настоящим, давай бороду оставим», — вспоминает Тимур Гуляев.
![Колоритная щетина, подходящая для образа волка, была у артиста балета, ведущего солиста НОВАТа Максима Гришенкова | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/3a/c2/e03ac2f6cfa118fc52ddd09d69a4acc3/656x438_1:5593_d980c3479226a8b8e884792dd1595f42@3000x2000_0x5qAu6F60_2437767346986633755.jpg.webp)
Вместо звезды на елке — Арлекин на месяце. Это персонаж из оперы» Паяцы».
— Есть романтическая сцена, когда главный герой плывет на месяце над площадью и поет оттуда серенаду, — описывает куклу художник. — Картинка сама по себе очень красивая, поэтому, когда мы думали, кого же сделаем из оперы «Паяцы», единогласно сказали — Арлекин на луне.
![Арлекин в опере «Паяцы» плывет на месяце высоко над площадью (сценой) и поет серенаду | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/c0/22/a1c02233c0200e0d47ed693d73a08e7b/656x438_1:5593_038fbbc2e0a3e173636c8b1b9e8a189a@3000x2000_0xIgFGo6wy_7419462151423070039.jpg.webp)
Куклы-игрушки вовлекают зрителя и помогают немного продолжить спектакль — когда человек узнает героев, которых только что видел на сцене.
![Особое место у гориллы из «Севильского цирюльника». Она — любимица зрителей, которая срывает овации | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/82/83/7c82832fff95f9d44b1679041fade920/656x438_1:5593_617e804b3f5ca17aeb4f6758b44106e1@3000x2000_0xRD0M97PS_1094339501115684272.jpg.webp)
В первый год на балетной и оперной елках висели маленькие валторны и скрипки, которые делали в качестве дополнительных игрушек.
— И когда елки уже разобрали, нам сказали, что все скрипки зрители потихонечку порастаскивали. Это, с одной стороны, вроде как нехорошо. А с другой стороны, да, это признание. Потому что если уж не устояли перед соблазном утащить игрушку с елки, значит, она была хороша, — улыбается Тимур Гуляев.
![После праздников куклы Тимура Гуляева поедут на новоселье — в большие стеклянные витрины на четвертом этаже. И на них можно будет любоваться в любое время, а не только во время новогодних спектаклей | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/19/68/f31968cb50d2c994ef785aa731971ec7/656x438_1:5593_ec75bead00862dd2362736e4d9dd8d58@3000x2000_0xZ0htFROp_2555913751292394261.jpg.webp)
Свою домашнюю елку художник не наряжает, потому что дома есть коты, а собирать битое стекло — так себе удовольствие.
— В детстве елку, как правило, ставили аж под самый потолок, связывая вместе 2 или 3 пихты, чтобы она была максимально пышная. Наряжать мне ее до какого-то периода было не дозволено, так что я сейчас компенсирую. Сейчас дом мы украшаем веточками, — рассказывает Тимур Гуляев.
![Мимо мышиного короля сложно пройти, не остановившись | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/86/d9/ff/86d9ffd2690f0dc5e442132b0ab2b4d9/656x438_1:5593_b339cff5677ca1588ffe21e81614d28a@3000x2000_0xP7bHmAiE_2900710259800673387.jpg.webp)
Как делают костюмы и оружие
В детстве бутафор оперного театра хотел стать актером — у него даже сохранилась анкета из первого класса с такой записью. Потом он играл в студенческом театре и придумывал декорации и костюмы:
— Вообще в средних классах школы хотел стать программистом. Но так не получилось. Но я об этом ни разу в жизни не пожалел. Потому что то, чем я занимаюсь на протяжении долгих лет, невозможно к этому привыкнуть, невозможно этим наесться досыта, слишком уж тут много всего, слишком уж тут много профессий приходится сочетать. И ни в одной из них до конца не продвинуться.
![— Это три министра, которые всё время ходят группой в опере «Турандот». И мы их и сделали одной куклой. Это такая сороконожка, у них четыре руки на троих. Это с иронией сделано, потому что у них похожие костюмы и они всё время вместе находятся и попадают в какие-то нелепые ситуации, — описывает Тимур Гуляев | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/b2/42/1eb242d78c29ab13f80f4f0f13cf4b01/656x438_1:5593_b2e75734b6b38c8ec2f2d303a1a28010@3000x2000_0xGhN7EFyb_2262324472946087294.jpg.webp)
![Художник уже начал делать куклы из премьер этого сезона. Сегодня вместе с ним в бутафорной мастерской работает 6 человек | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/b4/eb/feb4eb9d788a4b2f4f84976e6ab27da8/656x438_1:5593_9256924035af6af685f7accab122f45f@3000x2000_0x9kJ002X0_2294207499192686934.jpg.webp)
Поступать в Новосибирское художественное училище ему посоветовала сестра, потому что в школе он постоянно рисовал. В театр оперы и балета Тимур попал на практику и так и остался. Теперь он постоянно работает над нетривиальными задачами.
— Я слишком много лет здесь нахожусь, чтобы вычленить какую-то одну нетривиальную задачу. От спектакля к спектаклю бывает всё нетривиальнее и нетривиальнее. Есть крупные задачи, масштабные задачи. Есть не очень сложные, но многодельные. Есть какой-то один объект, на который тратится много времени и сил, каких-то придумываний и изобретений. Сэр Джон, например, — показывает художник-бутафор на подвешенный под потолок мастерской гигантский скелет. — Нужно было сделать огромный скелет, огромный. Двухметровый. Такой не купишь. Максимум что есть — это какие-то школьные или медицинские пособия, которые маленькие и, конечно же, непрочные и не предназначены для того, чтобы летать под куполом сцены. Вот пришлось изобретать какие-то совершенно дикие технологии и всё это делать в максимально короткие сроки.
![Сэр Джон — огромный двухметровый скелет | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/f7/dd/b0f7dd0c21624b1afa29cb45a83a3ab6/656x438_1:5593_1f6985d90a2a31f1e6ad615d077a40cf@3000x2000_0x4I9p7O9d_8765949650583981379.jpg.webp)
Тимур Гуляев сам делает для постановок шпаги, сабли и пистолеты. Оружие в «Кентервильском привидении» громкими выстрелами пугало даже артистов.
— Вот такой прекрасный образец стреляющего театрального реквизита, — показывает бутафор. — Заряжается, стреляет жевелом. Здесь есть обойма на пять патронов. Вес у него приличный, как у настоящего оружия. Артистам нужно было кататься на роликовых коньках и стрелять — конечно же, это было не самым привычным действием для оперного солиста. Кататься на роликовых коньках и палить из ружья по воображаемым вальдшнепам. Еще и петь при этом.
![Оружие из «Кентервильского привидения» выглядит как настоящее | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/93/76/0e93768d634901428923407e30a907e8/656x438_1:5593_7317da695d0bbeb00e9882e00ba9b6b2@3000x2000_0xeIJxPjfP_7644683546919576435.jpg.webp)
Шпаги для «Кота в сапогах» делали девушки из команды Тимура.
— Технологии по изготовлению эфеса не уступят мадридскому музею. Я очень горжусь, а может быть, хвастаюсь, что эти шпаги делали девушки. То есть это не какой-то тролль сидит и кует, варит. Это молодые красивые девушки, которые работают в бутафорном цехе, вот такие вещи могут делать. Сейчас в плане мастерства планка в бутафорном цехе стоит достаточно высоко.
![Девушки Алина Мухамеджанова и Анастасия Сафронова из бутафорного цеха делают изящные и красивые шпаги | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/54/8c/cb548c3756d84b0c42fbcb7a68dd7e88/656x438_1:5593_f50559274f2c984ae6962988c0832ac3@3000x2000_0xBp0W4CD5_8980529513043416680.jpg.webp)
Иногда на предметах бутафории можно найти шутки создателей. Например, в драматическом спектакле «Аида» за ухом у каждого слона написана кличка. Монтировщикам так удобнее их монтировать, а клички им даны по местностям фантазийной игры. Сова, как в «Гарри Поттере», сделана для воссоздания атмосферы Лондона в опере «Фальстаф», в которой даже появляется платформа 9 и 3/4.
![Журналист НГС Елена Гурьянова встретила в Новосибирском театре оперы и балета Буклю — сову Гарри Поттера. Известная птица занята в опере «Фальстаф» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/f3/e8/e4f3e89267c108eb5aa9a8618b2ef084/656x438_1:5593_fd840b9f8c560a370d7af7ab27a4f265@3000x2000_0xvDy91Q6V_1625390643870350870.jpg.webp)
По словам Тимура Гуляева, реквизит помогает артистам входить в образ и вдохновляет:
— Когда артист берет в руки красиво сделанную вещь, ему проще войти в образ. Без одежды это артист, в одежде это уже король. Взял в руки меч — это уже величественный король. Поставили рядом королеву, это еще и успешный король. Все вещи, все предметы — добавляют артисту вдохновения. По крайней мере, мы стараемся, чтобы добавляло.
![Огромные рога, в которых танцует артист балета, Тимур Гуляев постарался сделать максимально легкими | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/66/d4/ee66d4b64cbf365978d5a438b8761004/656x438_1:5593_b204583da7e18678657361a1c6641f16@3000x2000_0xsqTjk7GC_0567140834380083351.jpg.webp)
![Костюмы и реквизит помогают артистам входить в образ — на фото Марина Кипинган исполняет партию Кащеевны | Источник: Антон Дигаев](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/79/1a/a2791ab1d60491c34a320557ae17f030/656x369_1:5593_256189724de254baeb9b776f1103bdf5@1920x1080_0xV0OTdOeZ_7933477006173374289.jpg.webp)
Как работали над премьерой «Кащей Бессмертный»
Тимур Гуляев не только художник-бутафор, но и художник-постановщик. 19 декабря прошел премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», над сценографией и костюмами которой он работал. Образы у художника рождались из диалога с режиссером:
— У режиссера есть свое видение картинки, вернее, свое видение действия, и художник должен выполнять функцию того же самого режиссера, который умеет рисовать. Режиссер умеет видеть и строить из людей комбинации. Художник должен настолько грамотно в этот процесс влиться, чтобы нарисовать эту картину. Это как портрет по описанию. Фоторобот, только речь касается спектаклей и персонажей.
![Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев изучает костюмы для премьеры «Кащей Бессмертный» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/49/b8/a649b8f84f0403ee27b97469bc0af934/656x438_1:5593_75f268e4c9612ef9da72aa52a0806b79@3000x2000_0xjo0fnN6s_1296353296636124508.jpg.webp)
![Позолоченный череп для «Кащея Бессмертного» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/b3/00/4cb300eb27cc58c6109be44df7844763/656x438_1:5593_a96bbdbe4d6302af4c4f5bc88d71316f@3000x2000_0xy1lVEDxS_1355291838625263032.jpg.webp)
В мастерской у художника стоит макет сцены — такой, какой она позже стала в реальности. Макет позволяет лучше понять пространство — подвигать декорации, героев. Он раскладывает эскизы — костюмы героев на них черно-белые — и предлагает поиграть в игру, угадай, какого цвета герой. Итоговые цветовые решения детально обсуждаются с режиссером, потому что костюм должен соответствовать тому образу, который в итоге будет на сцене.
Съемочная группа НГС случайно оказалась в мастерской как раз в тот момент, когда обсудить работу над премьерой пришел главный режиссер Вячеслав Стародубцев. Вместе с Тимуром Гуляевым они обсудили макет сцены и посмотрели, каким выходит череп Кащея и кольчуга.
![Макет позволяет лучше понять пространство — подвигать декорации и обсудить с режиссером детали | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/23/ee/b123ee875f420e1f8a3367518c0ae89d/656x438_1:5593_13fa0f8f9fcea821370e5a3a6cba7c7f@3000x2000_0xvrrCOEFd_8998301276167683062.jpg.webp)
![Съемочная группа НГС тоже посмотрела на процесс работы над сценографией «Кащея Бессмертного» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/01/51/3c/01513c67bdc92d1c23d60ecb9a49b29d/656x438_1:5593_a0ca5843a948c06cedcbd303d8bdf652@3000x2000_0x0JRjxNYa_6917202792991237709.jpg.webp)
Еще через две недели мы попали в сказку — оказались на предпоказе «Кащея Бессмертного», где ожили на сцене все образы, которые мы видели нарисованными на бумаге. И это, правда, похоже на волшебство, которое делают вместе режиссер, дирижер, художники, хормейстеры и артисты.
![Графичные эскизы костюмов для «Кащея Бессмертного» | Источник: Ростислав Нетисов](https://n1s1.hsmedia.ru/60/85/ef/6085ef55225492a6dae64d6e02f5bd5f/656x438_1:5593_06c87b373e961843456837ae26756eb3@3000x2000_0x10ZMi6V3_5873793824502113185.jpg.webp)
![Такими они оказались в цвете. Партию Кащея исполняет тенор Михаил Агафонов | Источник: Антон Дигаев](https://n1s1.hsmedia.ru/68/65/23/686523b1ee4c853da2a776ab50379c1e/656x369_1:5593_50f27d5205f504991b18744b9f5471d2@1920x1080_0x3y0TqigO_2683871711842165512.jpg.webp)
![Царевна и Кащеевна хотели любви Ивана-Королевича (Алексея Шаповалова) | Источник: Антон Дигаев](https://n1s1.hsmedia.ru/82/b8/9e/82b89e518e78602bb757e9e0296676fc/656x369_1:5593_d2a60c99bc9c0c3350cc471d22102601@1920x1080_0x7FQ4k5yS_5366829322061392435.jpg.webp)
![Дарья Шувалова в партии Царевны — в заточении у Кащея. Чтобы попасть в эту сказку, посмотрите фильм НГС, который мы показываем в самом начале | Источник: Антон Дигаев](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/8d/64/6d8d64debfd6433cba981364bcad4c54/656x369_1:5593_6dc87a25168984b9e9ff009b7e931fe1@1920x1080_0xZe2yz4OL_3934599369175437493.jpg.webp)
Как описал Вячеслав Стародубцев, опера «Кащей Бессмертный» завершает парад премьер, подготовленных в условиях ограничений из-за пандемии:
— Для нас было очень важно завершить этот творческий год спектаклем с абсолютным торжеством любви и красоты в финале.
Что интересно почитать про балет
Корреспонденты НГС проникли за кулисы оперного театра — изнанка балета оказалась трогательной, тревожной и сексуальной.
День из жизни Новосибирского балетного училища, одного из лучших во всем мире — хрупкие девушки здесь тратят больше сил, чем вахтовики на Севере.