Жителя Новосибирской области приговорили к 11 годам лишения свободы за покушение на жизнь четырёх человек. По версии следствия, Алексей Сороков поджёг дом, в котором находилась его бывшая жена, её сожитель, сын и его девушка. После пожара мужчина сразу написал явку с повинной — на её основании его осудили и отправили в колонию. Новый адвокат сибиряка заявил, что явку он написал под давлением, а у следствия нет ни одного доказательства вины. Дело начали рассматривать заново. Детали запутанной истории — в материале НГС.
Версия следствия
В январе 2022 года следователи возбудили уголовное дело в отношении 54-летнего жителя Новосибирской области. По версии следствия, 11 января он совершил поджог.
— Около 6 часов утра фигурант по делу, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве ревности поджег баню и надворные постройки, что привело к возгоранию квартиры дома № 7 по улице Молодежной в деревне Кругликово Болотнинского района Новосибирской области. Убедившись в том, что произошел пожар, обвиняемый скрылся с места происшествия, — гласил релиз СКР по Новосибирской области.
В СК уточнили, что мужчина не смог довести свой замысел до конца, потому что люди покинули горящий дом через окно.
Подозрение пало на бывшего мужа хозяйки дома. Алексея Сорокова задержали и доставили к следователю. Ему предъявили обвинение в покушении на убийство двух и более лиц, совершённое общественно опасным способом (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также в умышленном уничтожении чужого имущества (ст. 167 УК РФ). Мужчина от дачи показаний отказался.
Дело поступило в суд быстро — уже весной того же года началось его рассмотрение. Суд признал Алексея Сорокова виновным и в октябре 2023 года отправил в колонию на 11 лет. В мае этого года Новосибирский областной суд отменил решение из-за существенных нарушений уголовно-процессуального закона. Дело отправили на новое рассмотрение в Болотнинский районный суд.
Версия защиты
Отмены решения суда первой инстанции добился адвокат Алексея Сорокова Евгений Еленов. Защитник в разговоре с корреспондентом НГС объяснил, что следствие не предоставило никаких объективных доказательств вины сибиряка.
По словам адвоката, события в тот день развивались не так, как описывает их Следственный комитет. Незадолго до возгорания дома Алексей вернулся в Болотнинский район с вахты на севере Томской области. В ту ночь сибиряк выпивал с двумя своими друзьями в доме на соседней улице. После пожара к товарищам пришли сотрудники полиции. Изначально Алексей Сороков проходил по делу свидетелем и допустил ошибку, подписав явку с повинной. Адвокат считает, что его подзащитного ввели в заблуждение.
— Это был один из способов давления на него — у него заканчивался отпуск, он должен был ехать на вахту. Ему говорят: «Ты признайся, что это сделал, но никого убивать не хотел, и тебя отпустят». Ну и его отпустили, он радостный поехал к дочери. А потом ему звонит следователь и говорит, что он забыл расписаться в документе. Он наивный — вернулся. Тут же его задерживают и говорят, что дело передано в Следственный комитет, и его обвиняют в покушении на убийство, — комментирует юрист.
В материалах дела сказано, что Сороков проник в доме около 5:30 часов утра через незапертую калитку. По словам Евгения Еленова, его подзащитный не мог этого сделать, так как калитка всегда была заперта, а через высокий забор он бы не смог перелезть. Кроме того, двор охраняла собака, поэтому Алексей не сумел бы остаться незамеченным.
По словам адвоката, следствие также не установило точную причину возгорания дома. Пожарно-техническую экспертизу провели по фотографиям, не исследовав сам дом, говорит юрист. Кроме того, показания свидетелей не совпадают с версией следствия о возгорании. В приговоре сказано, что Алексей Сороков поджег баню, после чего огонь распространился на веранду и крышу дома. Тем временем шесть свидетелей по делу опровергают это утверждение — они видели, как пожар начался на веранде.
Никаких следов горючего не нашли также на одежде Алексея Сорокова, уточняет адвокат.
— С него сняли всю одежду, искали на ней какие-нибудь следы горюче-смазочных материалов. Сняли смывы с ногтей, ладоней — вдруг у него на руках следы бензина, например. А оказалось, он весь чист. При этом в материалах дела есть только протоколы взятия смывов, а вот результатов экспертизы нет, — заявляет Евгений Еленов.
Конфликт интересов
В материалах дела сказано, что бывшая супруга осуждённого Елена Сорокова в своём заявлении не указывала на него. В показаниях женщина утверждала, что дом подожгло «неустановленное лицо». Также в приговоре сказано, что перед пожаром между Алексеем Сороковым и сожителем Елены Анатолием Пономарёвым произошёл конфликт. Материалы гласят, что осуждённый угрожал расправой и говорил, что «не даст им жить».
Адвокат Евгений Еленов обращает внимание на то, что показания против его подзащитного давал именно Анатолий Пономарёв — он бывший начальник отделения районного ГИБДД. По мнению защитника, мужчина мог оговорить Алексея, чтобы устранить соперника.
— Пономарёв ей говорит: «Звони в полицию, говори, что это поджёг твой бывший муж, что он хотел вас убить» и так далее. И она, естественно, звонила в полицию, при этом она сама не видела, как Сороков поджигал. Показания Пономарёва в силу предвзятости являются недопустимыми. Он не видел ни поджога, ни начала пожара — находясь внутри квартиры, он не мог видеть, как загорелась крыша или трещал шифер, — говорит адвокат.
Показания Анатолия Пономарёва, считает защитник, основаны на предположениях. Основное — желание Алексея Сорокова убить жильцов дома. Именно этот довод сожителя Елены Сороковой лёг в основу квалификации дела по статье о покушении на убийство. По мнению юриста, Алексей помешал бы сбежать находящимся в доме людям, если бы действительно желал их гибели.
— Сейчас, когда дело на пересмотре, я стал этому бывшему начальнику ГАИ вопросы задавать. Спрашиваю: «Вы сами видели, что Сороков поджигал?». Он говорит, что не видел. Потом всем свидетелям вопрос задаю: «Откуда вы знаете, что это был поджог?». Пожарные сказали, что им сообщил бывший начальник ГАИ, полицейские тоже сказали об этом. Получается замкнутый круг: сначала он им сказал, а теперь они ссылаются на него, — отметил Евгений Еленов.
Адвокат запросил провести новую экспертизу, которая бы позволила установить причину пожара. По мнению защитника, веранда дома загорелась из-за неисправности проводки.
Корреспондент НГС попытался получить комментарий других сторон конфликта. Елена Сорокова не ответила на звонки и сообщения, связаться с Анатолием Пономарёвым также не удалось.
Ранее НГС рассказывал, как новосибирец из мести поджёг дачный дом своей бывшей.