
В закрывающихся магазинах сети распродают товары
Сеть необычных магазинов с Урала «ЖизньМарт» меньше чем за два года прошла в Новосибирске путь от бурного развития до закрытия большинства своих точек. Обозреватель НГС вспомнил о том, чем этот проект удивил новосибирцев, и поговорил с экспертами о причинах его неудачи.
Непобедимые офисные шоколадки
Первый новосибирский «ЖизньМарт» заработал в начале осени 2023 года на Красном проспекте, 17. Уральская компания тогда была преисполнена оптимизма: в течение ближайших нескольких лет она планировала открыть в городе больше 70 торговых точек двух форматов.
Поначалу «ЖизньМарт» действительно произвёл хорошее впечатление. Это был не вполне привычный для Новосибирска тип магазинов, совмещавших в себе небольшой супермаркет, кофейню со свежей выпечкой и довольно широким набором готовых блюд и кулинарию. В «ЖизньМарте» можно было подзарядить телефон, поработать с компьютером, в магазинах большого формата для посетителей были доступны туалет и умывальник.

В полноформатном магазине на Красном проспекте, 17
Торговые точки начали открываться одна за другой, но уже через год стало понятно, что дела идут не так хорошо, как хотелось бы владельцам. Довольно часто в открывшихся новых магазинах было пусто: зайдя сюда один–два раза, покупатели предпочитали другие варианты. Осенью 2024 года в компании признали, что намерены пока свернуть развитие в Новосибирске, а ближе к зиме точки сети начали закрываться.
Новая волна закрытий идет прямо сейчас: три из шести имеющихся полноформатных магазинов объявили о последней распродаже. После этого в Новосибирске останется ещё три «ЖизньМарта» формата «мини». И, честно говоря, ни одна из продолжающих работать точек не производит впечатление очень востребованной.

Компании, развивающие сеть «ЖизньМарт», несут убытки
Судя по всему, неважно дела идут и у головной компании. Точнее компаний, поскольку бизнес «ЖизньМарта» разбит на несколько юридических лиц с длинными названиями. ООО «Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах» в прошлом году получило чистый убыток в размере 19 миллионов рублей, ООО «Меняем то, как люди покупают продукты» — 43,6 миллиона рублей, ООО «Победим офисные шоколадки и печеньки вместе!» — около 1 миллиона рублей.
В целом, по данным «Контур.Фокус», из семи юридических лиц, учредителем которых является создатель «ЖизньМарта» Иван Зайченко и чьи данные за прошлый год уже известны, прибыль удалось получить только в одном — 2,5 миллиона рублей. Остальные шесть принесли в общей сложности около 80 миллионов рублей убытков. Главная причина таких результатов — массовое отравление покупателей «ЖизньМарта» на Урале. В родном Екатеринбурге у сети сейчас 80 полноформатных магазинов и 118 точек формата «мини».
В любом случае, при таких финансовых итогах спасать свою сеть в Сибири у владельцев «ЖизньМарта» вряд ли есть возможность и желание. За просчёты здесь заплатят покупатели франшизы.
Святая вера, что «попрёт»

Закрывающийся магазин на Вавилова принадлежит предпринимателям с Урала
Управляющий партнёр компании «Назаров и партнёры» Александр Назаров признался, что с самого начала был немного удивлен тем, как «ЖизньМарт» повёл себя на новосибирском рынке.
«Они зашли „без уважения“, галопом, устроив какие-то битвы между франчайзи, которые делили территорию, пытаясь как можно быстрее открыть заведения. Я работал с двумя франчайзи, и мне показалось, что у них не было опыта ни в ритейле, ни даже в поиске помещений. Люди готовы были брать всё, что было доступно, за любые деньги, даже если цена не соответствовала их бизнес-модели. Чувствовалась какая-то святая вера в то, что бизнес попрёт в любом случае», — говорит эксперт.
Предприниматель, который на первом этапе работал с «ЖизньМартом» в качестве поставщика, рассказал, что тоже был удивлен некоторой неразборчивостью в выборе помещений со стороны франчайзи. По его информации, из всех открытых магазинов более или менее неплохо дела шли только у трёх точек: на Красном проспекте, 17, в микрорайоне «Европейский берег» и на Богдана Хмельницкого.

Промоутер сети у магазина на Вокзальной магистрали
Руководитель сети Sushi Day`s Дмитрий Клок считает, что «ЖизньМарт» в Новосибирске опоздал с форматом на несколько лет.
«Крупные сети сейчас активно сами развивают направление готовой еды и могут предлагать её существенно дешевле, имея при этом гораздо больше точек, — объяснил он. — Свою роль сыграло отсутствие собственного производства, что привело к сложностям с управлением фудкостом (стоимостью продуктов, используемых при приготовлении блюд. — Прим. ред.)».
Дмитрий Клок также заметил, что рассчитывать в 2024 году только на розницу было наивно. При этом потребителю получать в доставке полежавшую на полке еду, а не приготовленную «из-под ножа», вероятно, оказалось не очень приятно.
«Итог — дороговато, усредненный ассортимент без особой изюминки и сумасшедшая конкуренция», — резюмировал он.
Работавший в нескольких крупных розничных компаниях региона ритейл-эксперт Сергей Романов считает, что «ЖизньМарт» появился на «доставочной» волне, но «оседлать» её не смог — не понял высоту этой волны и структуру.
«Я считаю, что формат изначально был узконаправленным: технологичный, красивый, но самоубийственный. Готовая еда с фабрики кухни и чистые общедоступные туалеты — это здорово, но формат — это на 80% ассортимент товаров и услуг в нужное время и в нужном месте, — рассуждает эксперт. — „ЖизньМарт“ с Новосибирском вообще не угадал. В Новосибирске развит „Ярче!“, который со своим сбалансированным ассортиментом и позиционированием является его прямым конкурентом. Кроме того, Новосибирск беднее Екатеринбурга или Казани. В самой компании этого не поняли, франчайзи тоже этого не увидели», — говорит Романов.
«Конвейер по продаже франшиз»
Похоже, что «ЖизньМарт» в Сибири стал жертвой излишней самоуверенности как владельцев самого бренда, так и их местных партнёров, которые вложили свои деньги в проект, не учитывая рыночную ситуацию. Для выхода на новый (и довольно конкурентный) рынок компании следовало бы открыть на нём собственный филиал, вложить собственные средства в создание производственной базы, чтобы обеспечивать магазины товарами должного уровня. Ну, и лучше контролировать то, как работают сами торговые точки.
В этом смысле показателен пример другой сети с похожим предложением — кузбасской «Калины-Малины». Она тоже предлагает большой выбор готовых блюд, часть которых готовится на месте. Но всё это имеет сильную основу в виде собственного производства владельца бренда — агропромышленной группы «Волков», которой и принадлежит этот бренд. Самими магазинами управляют партнеры-франчайзи.

Сеть «Калина-Малина» за последние два года не только открыла новые точки, но и расширила спектр готовой еды
Новосибирск при этом — не первый город, экспансия в который не принесла «ЖизньМарту» большого успеха. Ритейл-эксперт из Санкт-Петербурга Михаил Лачугин говорит, что следит за сетью с 2022 года, когда «ЖизньМарт» пришёл в «северную столицу».
«Они совершенно не учитывали специфику региона, никакой аналитики глубокой не проводили. При этом у них были очень амбициозные планы, но это уже тогда выглядело как мыльный пузырь — просто конвейер по продаже франшиз, — поделился мнением он. — Планы были заявлены совершенно нереальные».
Сегодня в Санкт-Петербурге работают четыре–пять магазинов. Михаил Лачугин считает, что стратегия сети выглядит как красивый информационный бизнес, на котором заработают владельцы бренда. А вот партнёрам придётся разбираться на местах без чьей-либо поддержки.
«„ЖизньМарт» во многом ориентируется на «ВкусВилл», но эта компания существует, по сути, уже 15 лет (сам бренд «ВкусВилл» появился в 2013 году. — Прим. ред.) и очень аккуратно развивалась, не пыталась выйти во все регионы сразу. Работала только в Москве, обкатывала свою модель, нарабатывала определенный имидж, пул поставщиков собирала. И только потом аккуратно пошла в регионы», — продолжает Михаил Лачугин.
Александр Назаров в свою очередь привёл частный, но показательный пример. Увидев в «ЖизньМарте» свежевыжатые соки, он поначалу обрадовался, поскольку в Новосибирске это встречается нечасто. Но воспользоваться этим предложением смог только один раз.
«Всё время или не работала соковыжималка, или не было фруктов. А один раз, увидев, что сока нет, но апельсины есть, я решил заложить их в соковыжималку сам. Ко мне подбежал сотрудник, который заявил, что делать это посетителям нельзя. А когда он сам попытался выжать сок, я понял, что он просто не умеет обращаться с этим агрегатом. Пришлось ему показывать», — смеётся эксперт.
Комментарий сети на запрос НГС оказался кратким. В центральном офисе «ЖизньМарта» уточнили, что работать остаются пять магазинов.
«Мы ждем своих гостей за кофе, готовой едой и продуктами. Сегодня последний день работы двух магазинов, расположенных на улицах Вавилова и Некрасова», — добавили в пресс-службе сети.
Сейчас в Новосибирске у сети четыре работающих полноформатных магазина (в 2ГИС точек шесть, но две из них по одному адресу — Вавилова, 7) и три точки формата «мини». Магазин на Богдана Хмельницкого закрыт с 25 марта.