
Курица в новосибирском «Светофоре» лежит рядом с рыбой без какой-либо упаковки
Сеть «Светофор» в последнее время не уходит из новостной повестки. Магазины проверяют контролирующие органы, десятки торговых точек оказались временно закрыты. Такой «накат» заставил компанию впервые пойти на общение с прессой: одна из топ-менежеров дала интервью MSK1.RU, где выразила обеспокоенность, что проблемы сети могут ударить по её поставщикам. Обозреватель НГС Стас Соколов отправился в торговые точки «Светофора» в Новосибирске, чтобы посмотреть, какие именно местные компании поставляют туда свои товары.
Что случилось
В интервью директор «Светофора» по Центральному федеральному округу Елена Захаренко в частности сказала, что для многих производителей сеть является основным заказчиком.
— Если вдруг с сетью «Светофор» что-то случится, то по нашим поставщикам это ударит достаточно сильно. Не секрет, что для поставщиков при работе с некоторыми другими сетями есть «цена входа», что зачастую выступает заградительным барьером для небольших компаний, у которых нет свободных денег. Для нас главное условие — цена и качество, — заявила управленец «Светофора».
По словам Елены Захаренко, всего закрылось 50 магазинов сети из порядка 2700, при этом ни одна торговая точка не перестала работать по инициативе ФНС, и сама компания, которая якобы была закрыта налоговиками, просто «меняла юридический адрес».
В Новосибирске сейчас работает 34 магазина «Светофор» и 9 гипермаркетов «Маяк». Количество торговых точек практически не менялось уже несколько лет.
Что происходит в магазинах сейчас

В «Маяке» на Федосеевской мясо на полу больше не лежит
Обозреватель НГС посетил в последние дни три торговых точки холдинга: два «Светофора» (на Пролетарской и на Дуси Ковальчук), а также «Маяк» в ТЦ «Федосеевский».
Последние два находятся хоть и в подвале, но, что называется, на виду, рядом с большими скоплениями жилых домов. В этих двух магазинах в последнее время исчезли куски свиных туш, которые лежали буквально на картоне — кадры с ними наиболее ярко характеризовали царящую в этих супермаркетах атмосферу. Теперь мясо хотя бы прикрыто плёнкой, да и в целом есть ощущение, что стало немного чище.

В «Светофоре» на Пролетарской привычная атмосфера
Но в торговой точке на Пролетарской всё по-старому. В этот магазин трудно заехать случайно — он стоит на тихой улице в бывшей промзоне, где не осталось производства. Здесь можно в изобилии наблюдать привычные для «Светофора» картины. Правда, и мясо стоит недорого: по 260 рублей за килограмм свинины его в Новосибирске не найти, пожалуй, больше нигде. Но брать придётся сразу огромным куском килограммов на десять.

Ряд с непродовольственными товарами в «Светофоре»
В остальном же в магазинах покупателей встречает всё тот же лабиринт из продукции на паллетах, в дебрях которого можно обнаружить весьма широкий спектр товаров, включая пароварки, игрушки, обувь и т. д. Покупатели были во всех торговых точках, даже несмотря на удаленность магазина на Пролетарской и утро рабочего дня. Видно, что люди приехали сюда специально.
Местные химики

Стиральный порошок производства новосибирского ООО «Вайт групп»
Всего в магазинах сети удалось найти товары как минимум 12 предприятий, расположенных в Новосибирской области. Самое крупное из них (если говорить про отдельные компании, а не заводы, входящие в состав больших холдингов) — ООО «Вайт групп», которое выпускает бытовую химию. В «Светофоре», например, продаётся их детский стиральный порошок Baby Boom.
Компания существует с 2016 года, но резкий рост выручки (до 1,3 миллиарда рублей) у неё случился только в 2022 году, а в 2023 году фирма зафиксировала выручку более 1,6 миллиарда рублей, сумев заработать двум своим учредителям 121 миллионов чистой прибыли. У компании пять заявок на регистрацию торговых знаков.

Продукция НЗБХ в «Светофоре»
«Новосибирский завод бытовой химии» (НЗБХ) в «Светофор» поставляет порошок Lotoc (не путать с «Лотос» или Lotos), некое «Универсальное чистящее средство „10 в 1“ и т. д. В „Контур.Фокус“ нет финансовых данных компании позднее 2021 года, но тогда выручка предприятия превысила 800 миллионов рублей при чистой прибыли 56 миллионов рублей.
Для сравнения, выручка только одного ООО «Торгсервис 54», управляющего магазинами сети «Светофор» в Новосибирской области (сетью «Маяк» управляет ООО «Красритейл»), в 2023 году превысила 7 миллиардов рублей. И даже если вся сеть будет брать только два–три наименования, «Светофор» вполне можно оказаться одним из ключевых клиентов НЗБХ.

Моющее средство «ПКФ Ривайвел» в «Светофоре»
Ещё один поставщик из Новосибирска — ООО «ПКФ Ривайвел» (выпускает жидкое мыло Isabella). Не очень крупное, но рентабельное производство, которое принесло владельцам в 2023 году 78 миллионов рублей чистой прибыли. Выручка составила 280 миллионов рублей. Самая большая доля в «Ривайвеле», кстати, у владельца торгового центра «Эдем» Владислава Плотникова.
И уже совсем небольшим предприятием на этом фоне выглядит ООО «Сибирский промышленный холдинг» — в «Светофоре» продают его безымянный кондиционер для белья. В 2023 году выручка компании была всего 42,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 190 тысяч. Для производителя такого размера сеть действительно может оказаться единственным клиентом.
Локальные продукты

Колбаса «Сибагро» под брендом «Мясная тема»
В отделе колбас можно встретить продукцию нескольких предприятий из Новосибирска. Принадлежащий группе «Сибагро» Кудряшовский мясокомбинат представлен здесь сразу двумя брендами: базовым «Сибагро» и «Мясная тема».
«Сибагро» входит в первую тройку производителей свинины в России, её выручка в 2023 году превысила 16 миллиардов рублей при чистой прибыли более 4 миллиардов рублей. Продукция компании представлена во всех торговых сетях, так что вряд ли «Светофор» является критически важным для нее каналом сбыта.

Колбаса «Торговой площади»
Компания «Торговая площадь» значительно меньше (чистая прибыль в 2023 году — 18,4 миллиона рублей), но это давно известный бренд, тоже широко представленный в рознице. К тому же в Новосибирске под этой вывеской работает сеть из 50 фирменных магазинов и отделов, где представлена не одна позиция, а почти вся основная линейка.

Сок, который производят в компании «Сибирское молоко»
Ещё одно предприятие, которое вряд ли заметит потерю «Светофора» как поставщика, — это завод по производству соков «Сибирское молоко» — филиал АО «ВБД». Эта компания принадлежит международной группе PepsiCo, в «Светофор» оно отгружает соки «100% Gold» — это старый бренд, придуманный для недорогой продукции, которая на упаковке обозначена как «напиток сокосодержащий».

Новосибирская газировка в «Светофоре»
А вот для ООО «ПО Запсибкола» любая достаточно крупная сеть — это важный клиент. На рынке сладкой газировки и так было тесно, а после формального «ухода» с него CoCa-Cola и PepsiCo туда ещё и ринулись новые амбициозные игроки. 2023 год компания закончила с убытками в 2 миллиона рублей при выручке 437 миллионов рублей.
Пока все по местам
В общем, даже если предположить, что усилия контролирующих органов приведут к полному закрытию сети, каким-то разрушительным ударом это может стать только для совсем мелких поставщиков. Большая часть новосибирских компанией, продукция которых продается в «Светофоре», просто потеряет одного клиента.
При этом пока ни о каком закрытии сети речи не идёт. Компании предъявляют претензии относительно характера взаимоотношений с поставщиками и качества продукции, но при желании их можно удовлетворить и продолжить работать дальше. Другой вопрос, что развитие обычных сетей супермаркетов и дискаунтеров будет оставлять для «Светофора» всё меньше места.
Ритейл-эксперт Михаил Лачугин, комментируя у себя в телеграм-канале претензии поставщиков к «Светофору», заметил, что эти компании сами приняли решение работать с сетью.
— Никто не ограничивает их в поисках иных каналов сбыта, «слива» продукции и т. д. Но они работают со «Светофором» (и зарабатывают там). Это их выбор, — считает эксперт.
Претензии к федеральной сети дискаунтеров разгорелись в начале года и к февралю привели к массовому закрытию магазинов по всей России. В соседнем с Новосибирской областью Алтайском крае в них выявили нарушения, но в Новосибирске и области ни к чему конкретному проверки не привели. При этом на рынке продуктовых ритейлеров сеть активно теснят другие игроки.