Улицу Ленина открыли для автомобилей, а в мэрии отчитались о том, что очередная новогодняя инсталляция привлекла сюда массы горожан. Кроме украшений и рекламы, новосибирцев ждали больше десятка торговых павильонов, за аренду которых предприниматели заплатили по 200 тысяч рублей. Обозреватель НГС попытался разобраться, окупились ли эти затраты.
По словам мэра Новосибирска Максима Кудрявцева, принципиальное решение о превращении улицы Ленина в пешеходную уже принято, теперь это вопрос времени. При этом едва ли не основным доводом в правильности такого решения в мэрии, как известно, приводят популярность этого места во время праздников, когда улица временно перекрыта для движения и на ней устанавливают праздничные инсталляции.
В этом году кроме украшений на Ленина поставили также больше десятка деревянных павильонов с едой и сувенирами. В них предлагали вполне соответствующие ситуации блюда: шаурму, хот-доги, холодные и горячие напитки, мороженое. И если говорить об успехе временно пешеходной улицы, то именно популярность этих точек могла бы служить этому лучшим доказательством.
Сотни тысяч за постой
Поскольку офис редакции НГС находится на этой самой улице Ленина, я (как и прочие журналисты) проходил по пешеходной праздничной зоне практически каждый день. И даже когда здесь было не протолкнуться от гуляющих и фотографирующихся, никаких очередей у этих торговых объектов не наблюдал. Хотя, разумеется, люди нет–нет, да и подходили к тому или иному киоску: хотя бы для того, чтобы просто понять, чем там торгуют. В остальное же время (когда толп уже не наблюдалось) продавцы в киосках и вовсе скучали.
Между тем, удовольствие это было отнюдь не бесплатным. По словам сразу нескольких представителей и владельцев предприятий общепита, месячная аренда павильона на Ленина стоила 100 тысяч рублей, то есть за два месяца работы только арендная плата составила 200 тысяч. К этой сумме можно добавить ещё как минимум 120 тысяч рублей заработной платы для сотрудников: обычная дневная ставка для такой работы сейчас — 2000 рублей.
По мнению рестораторов, при таких условиях выйти в прибыль можно, если продавать каждый день блюд или напитков на 20 тысяч рублей — у них ведь есть себестоимость, кроме того, нужно платить налоги.
Пили или ели?
Из опрошенных НГС предпринимателей больше всего довольны остались в небольшой сети Sava Bar, которая торгует напитками. Основной поток гостей, по наблюдениям компании, пришелся на две недели до Нового года и две недели после. Также активность наблюдалась в выходные дни. В Sova Bar утверждают, что продали в общей сложности более 5000 напитков при среднем чеке 400 рублей (2 миллиона рублей в сумме), что «полностью покрыло расходы и даже превзошло ожидания». У «Совы», правда, было сразу две точки, так что эту сумму нужно делить на два.
В другой точке с напитками — Jull — были более сдержанны и ограничились тем, что просто признали прибыль, которую удалось получить, даже несмотря на высокую ставку аренды. Довольны оказались и в точке с хот-догами.
Но так было не у всех. В заведении, предлагавшем шаурму, признают, что остались в минусе, несмотря на то, что точка работала и на доставку. Причем собеседник НГС говорит, что получившийся минус не учитывает стоимости дополнительного оборудования, которое пришлось купить для работы на Ленина. По поводу успехов коллег он выразил осторожное сомнение, но нужно признать, что, в целом, напитки пользовались на Ленина большей популярностью, чем еда.
Горожанам не зашло
Подписчики моего телеграм-канала, рассуждая о том, чего им недоставало на пешеходной улице в праздники, признались, что предложенная еда была слишком обычной: такой, какую можно купить в любой точке города. Если уж городские власти решили организовать на временно пешеходной улице ярмарку, то стоило решиться на какие-то более смелые форматы. К напиткам претензий было меньше.
Если с общепитом мнения разделились, то вот аниматоры в красочных костюмах точно остались в прибыли. В отличие от арендаторов киосков, им было достаточно просто приехать в центр в час пик и уговорить прохожих сфотографироваться за деньги. Услуга пользовалась спросом, хотя местами эти аниматоры могли вести себя довольно навязчиво.
Летом, когда отмечали День Города, на улице Ленина и шашлыки готовили, и плов, даже барашка целиком запекали, что, конечно, привлекало больше публики: приготовление блюд на живом огне — это уже шоу. Разумеется, стоять с такими блюдами все восемь часов два месяца смысла нет, но во время каникул, вечером, когда наплыв был максимальным, подобного рода точки могли иметь куда больший успех.
Разумеется, финансовая успешность торговцев и рестораторов — не единственный критерий успешности пешеходной улицы в целом. Это часть городской инфраструктуры, место, где люди могут приходить и без задачи что-то обязательно купить. Но если кафе и магазины не привлекают большую часть гуляющих, то смысл пешеходной улицы просто теряется.
Нужна ли была торговля на новогодней улице Ленина?
В начале февраля в новосибирской мэрии обсуждали «дорожную карту» по переводу улицы Ленина в постоянную пешеходную зону. О том, как скоро это может случиться, можно прочитать в материале обозревателя НГС.